Тема 1.6 Организация налогового контроля
Вопросы лекции:
1. Формы и методы налогового контроля
2. Налоговая проверка – форма налогового контроля
3. Камеральная проверка
4.Выездная проверка
5. Повторна проверка
6. Встречная проверка
7. Дополнительная проверка
Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах. Одна из них - налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговый контроль может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.
|
|
Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налогоплательщиками - юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками - физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица, - по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Важно подчеркнуть, что в целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
При этом Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и, соответственно, возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.
|
|
Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в соответствующий орган в течение 20 дней со дня его регистрации.
Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков.
Налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.
Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.
Но все-таки основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.
2. Налоговая проверка – форма налогового контроля
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля (статья 82 Кодекса). При проведении налоговых проверок возникает наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Во многом, причинами их возникновения являются недостатки законодательства и противоречивая судебная практика.
В настоящее время камеральная проверка становится основным видом контроля. Значительное число налогоплательщиков не позволяет обеспечить 100% охват выездными налоговыми проверками. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно - аналитического направления в деятельности налоговых органов.
В среднем на одну проверку организации доначисления составляют 1,6 млн. рублей, что в ряде случаев позволяет рассматривать вопрос о привлечении должностных лиц налогоплательщика к уголовной ответственности (в 2004 году к уголовной ответственности привлечено - 106 человек, в 2005 году - 160 человек).
Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.
Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.
Проверки, проводимые иными органами, помимо налоговых, не являются налоговыми проверками и не учитываются при решении вопросов о повторности проверок.
Налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Помимо этого Кодекс предусматривает такие виды проверок как «встречная», «повторная», «дополнительная».
|
|
Согласно статье 87 Кодекса налоговой проверкой может быть охвачено только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.