Повторные проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Проверки в течение календарного года по разным налогам или за разные периоды не являются повторными. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более лишь по одним и тем же налогам за один и тот же период. Из этого правила есть исключения - повторные проверки.

Независимо от времени проведения предыдущей проверки могут проводиться: проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также проверки вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (статьи 87, 89 Кодекса).

Таким образом, повторная проверка - эта выездная налоговая проверка, предметом которой являются проверенные налоги за проверенный налоговый период.

В ходе выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов исследуются документы (в том числе информация на машинных носителях), имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды установленных действующим законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются: устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга (книга учета доходов и расходов), журналы-ордера, ведомости и др.), а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Необходимо отметить, что может проводиться как сплошная, так и выборочная проверка документов. Документы могут исследоваться как на машинных, так и бумажных носителях с точки зрения правил оформления, соответствия содержания законодательству, а также проводиться арифметическая проверка.

Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требования о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса - штраф 50 рублей за каждый непредставленный документ. Каждый документ является отдельным независимо от формы его хранения и представления: бумажная или электронная (файл на магнитном носителе).

Непредставление сведений влечет и административную ответственность (штраф до 5 МРОТ согласно статье 15.6 КоАП РФ).

Срок представления документов исчисляется в календарных днях. Если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Можно рекомендовать налогоплательщику извещать налоговые органы о невозможности представить все запрошенные документы в установленный срок в связи с их большим количеством, нахождением части документов в филиале организации и т.п. В сопроводительном письме должно быть указано, что по объективным причинам (например, из-за большого количества запрошенных документов) представляется лишь часть истребуемых документов, а остальные будут направлены в инспекцию позже.

Если налогоплательщик отказывается выдать документы добровольно, то выемка документов проводится принудительно. Причем допускается вскрытие помещений, сейфов, привлечение специалистов.

Выемка документов производится на основании постановления. Данное постановление может быть утверждено руководителем налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

По общему правилу изымаются только копии документов. В ряде случаев это требование не выдерживается и производится изъятие подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или прилагаемых к нему описях. Должны быть указаны наименование, количество, индивидуальные признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.

В интересах налогоплательщика удостовериться, что изъятые документы пронумерованы, прошнурованы. Он может скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать предоставления копии акта об изъятии документов.

Выемка как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляется протоколом и проводится с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых органов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: