double arrow

Список художественных текстов для обязательного чтения по курсу


Уч.год

Чосер

Бритва Оккама

Петиция Лондонских горожан

Король обещал выполнить эти требования. Были заготовлены и розданы отдельным крестьянским общинам сотни отпускных грамот с королевской печатью. Крестьяне начали покидать Лондон, но кентцы остались, чтобы предъявить новую петицию.

Второе свидание с королем состоялось в Смитфилде. Требования Смитфилдской программы были более радикальными. «Все выделенные в исключительное пользование сеньоров лесные и водные территории должны стать общим достоянием, чтобы как богатые, так и бедные могли повсюду свободно "ловить рыбу, охотиться за зверем во всех лесах и гонять зайцев на всех лугах... Права сеньоров должны быть упразднены и установлено равенство всех, кроме короля. Находящееся в распоряжении монахов, настоятелей приходов, викариев и других церковных людей имущество должно быть отнято у них и разделено между прихожанами. В Англии должен быть один епископ и один прелат, и все земли и держания епископов и прелатов должны быть взяты у них и разделены между общинами».

Уильям ОККАМ




William of Occam, 1285–1349

Английский философ и богослов. Родился в Оккаме, деревушке в графстве Суррей. Стал монахом-францисканцем, изучал богословие в Оксфордском университете. В 1324 году был обвинен в ереси и оказался вовлечен в споры между орденом францисканцев и Ватиканом. Уильям закончил свою жизнь в Баварии, написав трактаты о церкви и государстве, в которых выступал против абсолютной власти папы. Первоначально он ввел свою «бритву» для упрощения богословской аргументации.

Что такое бритва Оккама? «Бритва Оккама» (Закон достаточного основания) – методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285 – 1349), в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by hilotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бенер сообщает, что чаще всего «Бритва Оккама» дается автором в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Более определенно Оккам выразился так: «…множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но] все, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, – это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания». Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается. Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь озвучил принцип, известный еще со времен Аристотеля и в логике носящий название «закон достаточного основания».



Человек, обладающий титулом отца английской поэзии, самый выдающийся поэт английского Средневековья - Джефри Чосер - был уроженцем Лондона, где появился на свет в семье торговца вином в 1340-1344 гг. Благодаря тому, что отец являлся поставщиком напитков для королевского двора, мальчика назначили пажом невестки Эдварда III. Вполне можно предположить, что Джефри получил образование в одной из городских школ, был грамотным и даже в какой-то степени владел французским и латынью, в противном случае ему бы не досталась придворная должность. Находясь на ней, он не переставал учиться, уделяя больше всего внимания искусству и языкам.



Чосер в 1359 г. был военнослужащим, принимал участие в военных действиях Столетней войны и даже побывал французским пленником. Его выкупил король, но Чосер вынужден был снова возвратиться на фронт уже в качестве курьера, поскольку являлся членом свиты принца. К этому же периоду биографии относится появление его дебютных стихов - в честь дамы, к которой Чосер испытывал безответную страсть.

На протяжении 1360-1367 гг. имя Чосера отсутствует в исторических документах. Вероятнее всего, тогда он связал жизнь с некоей Филиппой Роут, которая имела непосредственное отношение к свите графини Ольстерской, а затем была причислена к королевской свите. Ее супруг, в свою очередь, получил должность сначала камердинера, а впоследствии - оруженосца монарха. В хронике начиная с 1367 г. Чосер присутствует как получатель королевского пенсиона, денег на поездки с дипломатическими целями, подарков.

Первое крупное сочинение – поэма «Книга герцогини» - датируется 1369 г. 70-ые гг. в биографии Джефри Чосера связаны с дипломатической деятельностью. В 1372 г. состоялась его первая поездка в Италию для ведения переговоров с правителем Генуи. Помимо прочего, выучивший тосканский язык дипломат имел возможность познакомиться с творчеством выдающихся флорентийских литераторов - Петрарки, Данте и др. Эта и последующие поездки сыграли немаловажную роль в формировании творческой манеры Чосера. Кроме того, знакомство с совершенно иной атмосферой, образом жизни, явлениями, которые были чужды его родной Англии, заставило его переосмыслить все происходящее.

Получив в 1374 г. от короля дом в Олдгейте и должность таможенного инспектора, он уже в следующем году удостоился повышения, превратился в важную придворную персону, а в свободное от выполнения административных обязанностей время сочинял стихи. С 1379 г. Чосер постоянно жил в английской столице и продолжал активно заниматься творчеством, хотя и был избран в 1386 г. представителем от графства Кент в парламент.

Однако Чосер далеко не всегда был баловнем судьбы. Его жена умерла, и после этого в 1387 г. его лишили инспекторских должностей, пенсиона и дома в Олдгейте, обязали платить долги. С 1389 по 1390 г. поэт являлся надзирателем королевских работ, а затем из-за возраста был назначен помощником лесничего в Норд-Питертоне. Нерегулярное жалование приводило к еще большим долгам, но король смиловался над ним и пожаловал некоторую сумму, позволившему ему арендовать в 1399 г. неподалеку от Вестминстерского аббатства дом. Именно там он и скончался 25 октября 1400 г.

Джефри Чосер был первым, кто нарушил литературную традицию и изначально писал творения на родном языке. Его творчество принято делить на три этапа: французский, итальянский и английский - в зависимости от влияния соответствующих национальных литератур. Начавшийся в конце 80-ых гг. последний этап был ознаменован появлением на свет знаменитых «Кентерберийских рассказов», обессмертивших имя своего автора. Они не были дописаны до конца, но их влияние на национальную литературу и литературный язык оказалось поистине огромным.

«Зарубежная литература XIX века. Романтизм»

Вакенродер В. Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берглингера.

Тик Л. Белокурый Экберт. Странствия Франца Штернбальда.

Гельдерлин Ф.К Природе. Воспоминание. Мирская слава. Родина. Диотима. Дубы.

Новалис. Генрих фон Офтердинген. Гимны к ночи (фрагмент). Гиацинт и розочка.

Арним А.фон Изабелла Египетская (или Одержимый инвалид в форте Ратоно).

Брентано К.Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль. «Жила на Рейне фея» (Лорелея). Песнь Рейну. «Едва ты кончила дышать».

Клейст Г. фон Маркиза д’О. Обручение на Сан-Домино. Землетрясение в Чили.

Эйхендорф Й.Из жизни одного бездельника. Зимний сон. Прощание. Ночное приветствие. Лорелей. Голубой цветок.

Шамиссо А.Удивительная история Петера Шлемиля.

Гофман Э.Т.А. Эликсиры Сатаны. Кавалер Глюк. Дон Жуан. Церковь иезуитов в Г. Золотой горшок. Приключение в ночь под Новый год. Крошка Цахес. Песочный человек. Советник Креспель (или Фермата). Зловещий гость (или Майорат).

Вордсворт У. Предисловие к «Лирическим балладам». Терн. Последняя из стада. Нарциссы. Люси. Строки, написанные близ Тинтернского аббатства.

Колридж С.Т. Старый моряк. Кристабель.

Саути Р. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка… Предостережение хирурга. Адельстан.

Скотт В. Замок Смальгольм. Разбойник. Мармион. Комната с гобеленами. Айвенго.

Китс Д.Кузнечик и сверчок. Ода греческой вазе. Изабелла.

Уолпол Г. Замок Отранто.

Готическая проза – 2 произведения (по выбору).

Шелли П.Б. Освобожденный Прометей.

Байрон Д.Г. Лирика (по плану практического занятия). Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар. Дон Жуан.

Ламартин А.деОзеро. Отчаяние. Одиночество.

Виньи А.деЛирика (по выбору). Сен-Мар.

Гюго В.Собор Парижской Богоматери. Предисловие к драме «Кромвель». Марион Делорм (или Эрнани). Лирика (по выбору – 5-6 стихотворения). Девяносто третий год.

Санд Ж. Консуэло. Мопра.

Готье Т.Ножка мумии. Два актера на одну роль.

Нерваль Ж.де Зеленое чудовище.

Берту Самюэль-Анри Соната дьявола.

Дюма А. Учитель фехтования.

Ирвинг В. Рип Ван Винкль. Легенда о Сонной Лощине. Жених-призрак.

Купер Ф.Шпион. Зверобой (или другой роман о Кожаном Чулке).

Готорн Н.Черная вуаль священника.Эгоизм, или змея в груди. Пророческие портреты. Деревянная статуя Драуна.

По Э.А.Падение дома Эшер. Черный кот. Убийство на улице Морг. Вильям Вильсон. Овальный портрет. Лирика (7-8 стихотворений).

Мицкевич А. Крымские сонеты.







Сейчас читают про: