Выездные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки

Предметом налоговых проверок является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Существует два вида налоговых проверок:

1. камеральные;

2. выездные.

НК РФ подробно регламентирует порядок проведения проверок и оформление полученных результатов, а также устанавливает важные ограничения по срокам и объемам проверок. Проведение камеральных налоговых проверок регламентируется ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции какое-либо специальное решение на ее проведение не требуется. В ходе ее проверяются налоговые декларации (расчеты), представленные налогоплательщиком, а также документы, которые должны быть приложены к указанным декларациям (расчетам) согласно НК РФ. Начиная с 1 января 2009 года если налогоплательщик до окончания камеральной проверки представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается, и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. В этом случае трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации. Документы, которые налоговый орган уже получил вместе с первоначальной декларацией, могут использоваться им в дельнейшем при осуществлении налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Предельный срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов, указанных выше.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течении 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Обратите внимание на то, что согласно ст. 6.1 НК РФпод слово «день» понимается рабочий, а не календарный.

Лицо, проводящую камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснение и документы. Если по результатам рассмотрения все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ) и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Проводятся на территории налогоплательщика на основании решения руководителя или его заместителя налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. В током случае проверка может производиться по местонахождению налоговой инспекции.

Правила проведения налоговой выездной проверки подробно регулируются ст. 89 НК РФ, которая устанавливает следующие важнейшие ограничения в отношении выездных налоговых проверок:

2. проверка может охватывать не более чем три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

3. запрещается проведение двух и более выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период;

4. в общем случае количество выездных проверок одного налогоплательщика в течение календарного года не должно превышать двух (без учета выездных проверок его филиалов и представительств);

5. выездная проверка не может продолжаться более двух м6есяцев (при этом указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев по решению вышестоящего налогового органа).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

П.10 ст.89 НК РФ вводит понятие повторной налоговой проверки, под которой понимается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей налоговой проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная налоговая проверка может быть проведена, даже если количество выездных проверок налогоплательщика в течение календарного года уже превысило две.

Повторная налоговая проверка может проводиться:

1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего проверку ранее;

2. тем же самым налоговым органом, который ранее проводил проверку. Это возможно только в том случае, когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в которой указана меньшая сумма налога, чем ранее. В рамках такой повторной проверки проверяется только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику не применяются. Исключение составляет случай, когда первоначальное невыявление факта налогового правонарушения явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

В случае реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика выездная налоговая проверка может производиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п.11 ст. 89 НК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: