ТЕМА 6. Налоговая система и налоговое регулирование экономики

1. Генезис и эволюция налоговых систем

2. Сущность налогов и принципы налогообложения

3. Налоговые системы стран мира

4. Налоговая система Украины

5. Налоговое регулирование экономики

1. Налоговая система в узкой интерпретации - это совокупность разных налогов.

В широкой интерпретации - это система экономических отношений, складывающихся в процессе установления и взимания разных видов налогов. Налоговая система представляет не только совокупность всех налогов, а и методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Налоги появились с разделением общества на классы как «взносы граждан, необходимые для содержания...публичной власти...» Возникновение налоговых систем связано со становлением и развитием государственности. Ш. Бланкарт выделяет следующие эпохи налогообложения: римская эпоха, эпоха Средневековья, эпоха абсолютизма, эпоха конституционного государства, современное налогообложение (я: эпоха демократического государства)

Римская эпоха. Особенностью является то, что налогоплательщиками выступили не граждане Рима, а их подданные в завоеванных провинциях. «Налоговая система имела хаотичную структуру, была ориентирована исключительно на эксплуатацию населения, а поэтому не отвечала критерию долгосрочной эффективности» (Следует отметить, что Ш.Бланкарт (с.221)независимо от эпохи выделяет две формы проявления недовольства налогоплательщиков существующей налоговой системой: миграция и протест.) Такое положение существовало до прихода к власти императора Августа, отличающегося просвещенностью и понимал, что налоги должны быть умеренными и систематизированными, т.е. налогообложение должно быть понятным. Он ввел в провинциях должность налогового инспектора. В состав налоговой системы входили земельный налог и налог на недвижимость, налог на денежный капитал и налог на рабов. Использовались на военные расходы (войсковые), на строительство дорог, мостов, сел, что способствовало развитию торговли и ремесла. Эта система функционировала до 200 г.В третьем веке начался период резкого повышения государственного потребления. Потребности «хлеба и зрелищ» и рост войсковых расходов ввиду окружения чужеземных племен. Влияние Рима ослабло с начало в Германии и Галии, а потом и в Италии.

Эпоха Средневековья. С падением Рима была разрушена рыночная инфраструктура. Государство не было в состоянии обеспечить общественные потребности. Для удовлетворения имперских потребностей немецкие правители перемещались по своим владениям. Это объясняется неразвитостью денежных отношений, трудностью транспортировки натуральной дани, низким уровнем развития коммуникаций и инфраструктуры.

Х век, за время правления императора Оттона Великого началась эпоха возрождения торговли, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Налоговые платежи поступали в государственную казну и казну феодалов. Использовалась казна в основном в личных интересах императора и феодалов. Средств на содержание армии, дорог и императорского двора не хватало. При этом правители как правило имели часть налогов от городов, монастырей. Наличие относительного контроля со стороны соответствующих социальных каст за расходами феодалов способствовало установлению относительного порядка в налоговой системе.

Эпоха абсолютизма отличается введением и развитием налогов на потребление и акцизов. Традиционно налогообложению подвергалось оборудование. С развитием торговли стало ясно, что эффективнее подвергать налогообложению готовую продукцию.При этом стали отделять производство предметов роскоши. Введен простой механизм взимания: при въезде в город на городских воротах и в местах рыночной торговли. Акцизы появились в Германии, Англии, Франции. Что, кстати порождало недовольство и выливалось в революции. ((Революционное движение 1776 г. в американских колониях), Французская революция 1789 г.

Эпоха конституционного государства. Эпоха противоборства парламента и назначенного правителем правительства. Наиболее ярко это проявилось в кайзеровской Германии. В Конституции 1871 г. с целью финансирования своих расходов империя определила взносы, которые добровольно должны были делать федеральные государства (земли). Бисмарк хотело выйти за пределы конституции. Противоречие между парламентом и правительством нивелировалось с падением конституционной монархией в конце Первой мировой фоны. Восторжествовало парламентское большинство. Стала расти квота государственных расходов. Если с 1870 г. до Первой мировой - 10% нетто-социального продукта., то в 1925 - 28%, 1930 - 36%, после второй мировой - в 80-х годах 60% по фактическим расходам, 50% брутто-социального продукта по рыночным ценам.

2. Выполнение государственных функций не возможно без соответствующих денежных средств. Государство обязывает своих граждан осуществлять обязательные взносы, изымая таким образом часть ВВП. В ходе этого изъятия складываются определенные денежные отношения между тем, кто создает блага и получает определенный доход, кто владеет капиталом и государством.

НАЛОГ - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и его территориальных образований.

Способы взимания налогов:

1. Кадастровый (кадастр -таблица, справочник) - объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Для каждой группы - своя ставка. Величина налога не зависит от доходности. (Налог с владельцев транспортных средств)

2. На основе декларации - документа, в котором плательщик приводит расчет дохода и налога с него. Особенность: выплата налога производиться после получения дохода лицом, получающим доход (подоходный налог)

3. У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Уплата налога до получения дохода. Получатель дохода - меньше на сумму налога. (Сначала налог, потом заработная плата).

Основные принципы налогообложения сформулированы Адамом Смитом, которые поддерживают практически все экономисты. Они сводятся к следующим четырем положениям:

1. Принцип равномерности налогообложения. Уплата налогов является обязанностью граждан по покрытию расходов государства. Организующего возможности получения доходов.

2. Принцип определенности налогообложения. Налоги не должны быть неопределенными. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны каждому.

3. Удобство налогообложения. Взимание налога должна быть там и так, где и как удобно налогоплательщику.

4. Дешевизна налогообложения. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Современная модификация принципов:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т.е. доходов.

2. Однократность налогообложения. (Заменили налог с оборота как многократный на НДС)

3. Обязательность уплаты налогов

4. Система и процедура выплаты налогов должна быть проста и экономична

5. Налоговая система должна быть гибкой и способной к адаптации.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

3. Два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

Шедулярная: весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на две части - шедулы. Каждый из частей облагается особым образом. Для разных шедул могут быть установлены разные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Облегчение расчета налогов и упрощение планирование финансового результата. Она широко применяется в зарубежных странах.

Независимо от вида налогов систем фундаментальные элементы налога одинаковы: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка и т.д.

субъект налога - юридическое или физическое лицо, выполняющее налоговую повинность

Объект - совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющее реальную денежную оценку и т.п.), подлежащая налогообложения.

Источник налога - денежный доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог

Единица налогообложения - единицы измерения объекта налога, принятая для счета (подоходный - денежная единица страны, земельный - гектар, акциз - единица товара)

Ставка налога - величина налога за единицу обложения.

Налоговый оклад - величина налога выплачиваемого с одного объекта

налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов согласно законодательства

необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта обложения, полностью освобождаемая от налога

налоговое право - правовой механизм регулирования налоговых отношения

налоговая политика - совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленная на достижения стабильности и прогресса экономической системы

Классификация налогов:

1. по принадлежности к органам власти: в федеративных- местные; налогов субъектов федерации; федеральные. В унитарных - общегосударственные и местные

2. по источникам выплаты налогов и платежей: чистая прибыль, валовая прибыль, заработная плата, себестоимость, выручка от реализации продукции

3. по полноте прав уровней власти: регулирующие; закрепленные

4. по субъекту уплаты: общие налоги с юридических и физических лиц, с юридических, с физических

5. по объекту обложения: косвенные (таможенные пошлины, фискальные монополии, акцизы); прямые (личные и реальные)

Прямые - облагаются непосредственно налогоплательщики. Реальные - отдельные виды имущества (дом, земля, промыслы, денежный капитал) Пример, промысловый, земельный, налог на ценные бумаги. Личные - доходы или имущество физических и юридических лиц. Подоходный, поимущественный, налог с наследств и дарении и др. Реальные чаще в пропорциональных ставках, личные - в прогрессивных. Реальные - валовой доход, который приносит имущество, личный - чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги - на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Отличие от прямых налогов: прямой - сам за себя (Подоходный, налог на прибыль предприятий). Косвенные не связаны непосредственно с доходами или имуществом граждан. В настоящее время существует три основных разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа (оплаты) за услуги. Объектом налогообложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства, коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. По способу взимания они подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ставки акциза могут быть дифференцированы по различным при знакам. Универсальные - со стоимости товара с внутреннего производства, в некоторых странах с иностранного, а также с денежного оборота оказываемых услуг (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость. По сравнению с индивидуальным универсальные акциз имеет преимущества для государства: увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров, контроль основного товарооборота.

Фискальные монопольные налоги - косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализации товара, устанавливает на него завышенную цену (на табачные изделия, соль, спиртные напитки и т.д.)

Таможенные пошлины - косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета.

В большинстве стран свыше 30% от общей суммы налоговых поступлений поставляет подоходный налог (это в 6 раз больше, чем в Украине). Налоги на потребление, т.е. непрямые налоги, (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы - 25% всех поступлений (в Украине больше почти в два раза). Налог на прибыль корпораций - доля относительно невысока (исключение Япония (больше 20%, а в США - 7%, в Швеции - 4,2%). В настоящее время происходит возрастание доли подоходного налога, так как возрастают доходы населения. Значительная доля отчислений на социальное страхование - более 30%.

В 70-х - нач.80-х гг. все больше стране встало на путь широкомасштабных налоговых реформ, характеризующих снижением общего уровня налогов и изменением их структуры. Цель реформ - создание налоговых систем, стимулирующих экономический рост и создание условий адекватных новому этапу НТР. Направления: уменьшение налогов на потребление (непрямых), уменьшение количества акцизов., пересмотр условий налогообложения.

Общие черты налоговых система стран с развитой рыночной экономикой:

n расширение налогообложения личных доходов

n модернизация налогов на потребление

n уменьшение влияния налогов на прибыль корпорация (но ставки высокие - в Германии 50%)

Проблемы налоговых систем стран мира:

n современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это способствует появлению новых форм уклонения от налогов

n налогообложение личных доходов характеризуется несправедливостью распределения налоговой тяжести (одинаковые доходы - разный уровень налогообложения)

n большая разница в обложении личных доходов и прибыли корпораций ведет к инкорпорации.

n налогообложение компаний стимулирует инвестировать средства не по собственно экономическим причинам, а по налоговым., что негативно отражается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

В большинстве стран налоговая администрация (ведомство) включена в состав министерства финансов, хотя и обладает автономностью в процессе функционирования. Налоговые инспекции организуются согласно административно-территориальному делению. Они осуществляют не только контрольные, а и консультационные функции.

4. Налоговая система Украины

Современная налоговая система Украины выполняет следующие функции:

n мобилизует средства в распоряжение государства

n осуществляет распределение и перераспределение средств в целях экономического и социального развития. (налоги составляют более 60% всех доходов бюджета).

Правовая регламентация функционирования налоговой системы Украины обеспечивается почти 30 законами. Законодательно предусмотрено 20 общегосударственных налогов, сборов и отчислений и 16 местных налогов и сборов.

Проблемы становления и развития:

n высокое налоговое бремя на субъектов хозяйствования,

n деформация и нестабильность в ставках

n высокие начисления на фонд заработной платы

n чрезмерное количество налоговых льгот

Как результат: развитие теневой экономики, уклонение от налогов, задержки налоговых поступлений.

Необходимо реформирование системы налогообложения по следующим направлениям:

n принятие налогового кодекса, который должен базироваться на научно обоснованной государственной политике доходов

n система налогообложения должна быть адекватна механизму государственного регулирования развития определенных отраслей экономики, оказывать влияние на три составные части процессы производства - оплату труда, производственные основные и оборотные фонды, уровень прибыльности

n налоговая система должна иметь инвестиционную и социальную направленность

n одновременное проведение реформы в оплате труда, пенсионном обеспечении и социальной сфере

n расширение неналоговых форм мобилизации доходов бюджета

n использовать должны в основном прямые налоги, а непрямые в процессе регулирования выпуска определенных товаров

n реформирование системы льгот - они должны предоставляться на определенный срок и с условием использования освобожденных от налогообложения средств на указанные государством потребности

n развитие системы местных налогов и сборов

5. Налоговое регулирование - это воздействие государства через налоговый механизм на различные социально-экономические процессы (процессы производства и обращения, процессы накопления и др.).

В странах с развитой рыночной экономикой часть валового внутреннего продукта, которую государстве аккумулирует с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. За 40 последних лет в Швеции она возросла на 25 пунктов, в Японии - на 15, во Франции - на 10.1, в Канаде - на 10,9. Рыночная экономика требует вмешательства государства в процессы перераспределения созданного ВВП для интесификации экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждый определенный период найти рациональную величину перераспределения и построен адекватной этой величине механизма регулирования, который включает систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения.

Воздействие на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Налоговых механизм должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большого дохода. Это позволит решить ряд задач:

n насыщение товарами и услугами потребительского рынка

n ускорения НТП

n обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Результаты, как правило, появляются не сразу, так как процесс перераспределения ВВП требует времени. Налоги должны способствовать антицикличности в экономике и быть регулятором инвестиций.

С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях (с точки зрения НТП), а также в социально значимых, пусть малорентабельных, отраслях.

С целью эффективного регулирования необходимо использовать мировой опыт, так как уже выработано множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источниками уплаты, формам взимания и т.л. Эффективность налогового регулирования заключается в сочетании воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности и снижения негативного влияния налогового процесса за счет перераспределения налогов

Тема 7. Государственные и местные целевые фонды

1. Социально-экономическая сущность и эволюция специальных фондов

2. Классификация специальных фондов и их краткая характеристика

3. Международные государственные фонды

4. Государственные и местные фонды целевого назначения в Украине

Специальные (внебюджетные) фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы государства и представляют одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных. Они являются инструментом перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Причиной создания фондов является необходимость удовлетворения определенных потребностей, что требует соответствующего гарантированного финансового обеспечения.

Специальные фонды появились задолго до возникновения бюджета. Имели, как правило, изначально целевое назначение и носили временный характер. Действие фондов прекращалось по факту выполнения государственных мероприятий. Поэтому количество фондов менялось. Тенденция была к увеличению их количества. Это вызывало сложности с управлением. Поэтому возникла потребности объединения фондов в единый - госбюджет.

В настоящее время значение внебюджетных фондов повышается. Причины:

1. Это дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики

2. фонды автономны, требуют отдельного внимания и эффективного использования

3. Источник покрытия дефицита бюджета при наличии активного сальдо.

Пути создания фондов:

1. выделение из бюджета определенных расходов

2. собственные источники доходов.

Материальный источник - национальный доход.

Основные методы мобилизации средств:

n специальные налоги и сборы

n средства из бюджета

n займы.

2. Классификация

Распространены две классификация специальных фондов:

1. по правовому признаку

2. по целевому признаку.

По правовому: государственные и местные.

Государственные находятся в распоряжении центрального правительства (валютные, инвестиционные и др.)

Местные - у местных органов власти. Много местных фондов. Наиболее крупный - заемный фонд.

По целям использования:

- экономические

- научно-исследовательские

- кредитные

- социальные

- личного и имущественного страхования

- военно-политические

- межгосударственные

Можно выделить и такой признак как степень автономности.

По степени автономности:

- специальные фонды, включаемые в бюджет

- самостоятельные специальные фонды

- фонды, обладающие частичной самостоятельностью

Целью создания экономических фондов является регулирование хозяйственной жизни. К ним относятся

- инвестиционные

- кредитные

- резервные

- конъюнктурные и др.

Используются для поддержки частных предприятий и малорентабельных государственных предприятий, в основном, в период циклических кризисов. Формы финансовой помощи: безвозмездные субсидии и льготные кредиты.

Инвестиционные:

США: фонд перестройки и развития экономики. Формируется за счет средств федерального бюджета. Главная задача - страхование банковских операций с частными промышленными компаниями. Величина гарантированных фондов сумм - 20 млн. дол.

Франция: после окончания второй мировой войны создан фонд модернизации, далее был объединен с другими фондами и преобразован в фонд экономического и социального развития. За счет займов, размещаемых на рынке ссудных капиталов, а также отчислений из бюджета. Задачи: финансирование инвестиционных программ, планов регионального развития, РПС в стране, переквалификации рабочей силы и перевода предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Формы финансирования: безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Япония: много фондов. Самый крупный - инвестиционный бюджет: смета субсидий и кредитов государства корпорациям. Размер фонда 1/2 государственного бюджета. Источники: средства сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов. Используется на финансирование государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготного кредита.

Россия: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования. Дорожный фонд образован в 1992 г. Формируется за счет специальных налогов и вводимых сборов. Задачи: ремонт и реконструкция автомобильных дорог, строительство новых автострад и дорог местного значения, других объектов дорожной инфраструктуры.

КРЕДИТНЫЕ ФОНДЫ:

США: много кредитных фондов. Финансирование программ по трем основным направлениям: сельское хозяйство, жилищное строительство и внешнеэкономические связи. Фонд фермерского кредита осуществляет координация деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной корпорации. Источники: средства казначейства, продажа собственных обязательств. Цель: финансирование строительства складов, реализация урожая и др.нужды.

Фонд экспортно-импортного банка США. Цель: регулирование экспорта американского капитала. Банк выдает кредиты до 15-20 лет американским экспортным компаниям и предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30%-60% суммы кредита. Источник: собственные средства банка и займы.

Япония. Большое количество кредитных фондов. Наиболее важные? Фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков - экспортно-импортного банка Японии, Японского банка развития, центрального кооперативного банка для сельского хозяйства.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ФОНДЫ

США: два крупных фонда - Национальный научный фонд и Научный фонд бюро стандартов. Источник для ННФ - поступления из федерального бюджета, отчисления от прибыли пром.предприятий, взносы университетов и колледжей. Расходы: финансирование программ в области фундаментальных исследования, премии ученым, строительство научных центров, подготовка кадров.

НФБС - финансирование компаний, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.

Россия: много научно-исследовательских фондов. Федеральный и республиканские (республик в составе России) бюджетные фонды финансирования науки, фонды отраслевых, заводских, академических, молодежных научно-исследовательских организаций, отраслевых министерство и вузов. Основные источники финансирования науки? Средства бюджета и финансовые ресурсы предприятий и организаций.

Великобритания: фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Источник: доходы от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Финансируются капитальные вложения частных предприятий, занимающихся разработкой научный проблем и внедрение результатов этой разработки в производство. Финансирование исследований, проводимых в лабораториях государственных университетов, национальных частных компаниях и доведение их до промышленного освоения.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

n фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению. Причины увеличения фондов социального страхования:

n рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличения разрыва в интересах разных групп общества, вызванное НТР, общее старение населения.

В последнее десятилетие объем социальных фондов увеличился в 5-8 раз.

Три источника: страховые взносы застрахованных, страховые взносы предпринимателей и субсидии государства.

Взносы застрахованных - вычет из дохода, значит по сути прямой целевой налог. Ставка - в процентах к валовому заработку, пропорциональна ему. Может быть установлена годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка.

США - 7,15%

Великобритания - 5,7 и 9%(в зависимости от дохода)

Франция - 3,7%

Япония - 5,3%

В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем видам страхования (США) либо несколько (Германия, Франция, Россия), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг (пенсионных, медицинских, страховых).

Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. (Выгодно держать высококвалифицированных работников). Относятся на издержки производства.

Местные внебюджетные целевые фонды

Для создания более гибкой местной финансовой системы во многих странах в нее включается подсистема местных внебюджетных и целевых фондов. В их состав включаются внебюджетные целевые фонды, валютные фонды, резервные фонды, страховые, гарантийные, муниципальные амортизационные фонды и другие. Для функционирования этих фондов, как правило, открываются отдельные счета. Целью создания местных внебюджетных фондов является реализации социально-экономических программ местного значения. Организацией и функционированием местных внебюджетных фондов занимаются специальные представительские органы местной власти.

Страховые фонды создаются с целью обеспечения гарантии возврата средств, привлеченных от муниципальных ссуд, особенно при наличии моральных обязательств муниципальных властей (США).

Гарантийные фонды создаются при кредитных учреждениях для поддержки вновь создаваемых предприятий. Источник формирования средств - субсидии коммун. (Франция).

Внебюджетные целевые фонды создаются для поддержки программ охраны окружающей среды, для развития местного хозяйства, для потребностей перепрофилирования экономики, для решения проблем занятости. В некоторых странах создаются специальные нефтяные фонды (Фонд индустриального развития в Саудовской Аравии, Фонд будущих поколений в Кувейте, Нефтяной фонд в Норвегии для сокращения в будущем добычи нефти и др.). Источники формирования ресурсов местных внебюджетных фондов - часть дохода от реализации не возобновляемых минерально-сырьевых ресурсов, от рентных доходов., часть дохода от добычи нефти (Кувейт- 10% и мораторий на его не использование в течении 25 лет), штат Аляска (США) - 26%. Механизм функционирования таких фондов основан на вложении средств в активы, облигации, другие ценные бумаги, недвижимость и земельные наделы. Как правило, согласно статусу региональный фонд является трастом, включающим в свой состав инвестиционную корпорацию.

Муниципальные амортизационные фонды формируются за счет амортизационных отчислений муниципальных предприятий. Цель создания - финансирования инвестиций на обновление оборудования в муниципальном секторе экономики.

3. Международные государственные фонды.

Это форма многостороннего сотрудничества между государствами на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

5 типов такого сотрудничества:

1. межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, ЕБРР, МВФ. Уставный капитал с долевым участием вкладчиков, представляет вкладчикам кредиты и создает целевые фонды. Доход - на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. Источники паевых взносов: средства национальных и международных финансово-кредитных институтов, международных организаций-участников (пайщиков) фонды, а также бюджеты и валютные фонды заинтересованных стран. Европейский уровень: Бюджета ЕЭС, Европейский фонд развития, Европейский фонд валютного сотрудничества.

2. Организации, функционирующие на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносам. Это международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области. ООН, Международное бюро времени, Международное агенство по автономной энергетике, Международная организация спутниковой связи, Всемирная федерация научных работников и т.д.

3. Научные программы и конгрессы, носят временный характер. Средства участвующих сторон. Международные биологическая программа (1964-1974), Международный геодинамический проект (1971-1980), Международный год спокойного солнца (1964-1965), Всемирный горный конгресс - созыв раз в два-три года с 1957 гг.

4. - международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных отраслях знаний. Источники: ежегодные долевые взносы, регистрационные взносы участников конференций, пожертвования юридических, частных лиц, доходы от периодических изданий, научных и справочных материалов. Международный институт сварки, Международный математический центр, Международный совет научных союзов охватывает более 10 международных советов по отдельным отраслям знаний и др.

5. Цель сбор средств для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде деятельности. Всемирный фонд дикой природы: за счет сбора от государства, общественных организаций и частных лиц. Доходы от собственных изданий.

Фонд «Олимпийская солидарность» - для оказания финансовой помощи национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. За счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований компаний, фирм, частных лиц, средства от инвестиционной и издательской деятельности Международного олимпийского комитета. 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение олимпийских игр, распределяемых между МОК, фондом «Олимпийская солидарность» и международными федерациями по олимпийским видам спорта.

4. Общегосударственные фонды целевого назначения в Украине

Важнейшие целевые фонды в Украине:

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

- Пенсионный

- Фонд Чернобыля

- Фонд социального страхования и временной утраты трудоспособности

- Фонд обязательного государственного социального страхования на случай безработицы

- Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

- Государственный дорожный фонд Украины (в составе Государственного бюджета Украины)

- Государственный фонд охраны окружающей природной среды и др.

Особенности функционирования Пенсионного фонда Украины:

Пенсионеры – примерно 20% всего населения Украины. До 1992 г. средняя пенсия в 1,7 раза превышала минимальную заработную плату, что соответствовало прожиточному минимуму. В настоящее время – 30-40% прожиточного минимума. Как самостоятельная структура Пенсионный фонд был создан в 1992 г.

Источники: сбор на обязательно государственное пенсионное страхование; суммы по финансовым санкциям; госбюджет (по отдельным видам пенсий); 10% отчислений органами местного самоуправления сумм фиксированного налога и 17% от продажи специальных торговых патентов; перечислений отделений Государственного казначейства Украины 42% от суммы единого налога, 68% от суммы фиксированного сельскохозяйственного налога и др.

В фонд поступает 32% начислений на фонд оплаты труда, 1% - с зарплаты (до 150 грн) и 2% - свыше 150 грн. На предприятиях с инвалидами – 4% начислений на часть фонда оплаты труда, связанной с зарплатой инвалидов. Если инвалидов не меньше 50%, их зарплата не меньше 25% от общей, то 4%.

Особая шкала расчетов для лиц, которые имеют статус госслужащего.

Кроме того, с отдельный операций: 1% - купля-продажа валют; %5 стоимости реализованных ювелирных изделий; 3% стоимости легкового автомобиля, приобретенного в результате купли-продажи; 1% от стоимости недвижимого имущества по купле-продаже; 5% от стоимости произведенных или импортированных табачных производств; 6% стоимости услуг сотовой мобильной связи.

Направления использования средств: пенсии; выплаты помощи на каждого ребенка до достижения им возраста, установленного законом; повышение пенсий в связи со мной индекса потребительских цен и др.

(Особенности формирования и использования других фондов самостоятельно).

В Украине институт местных внебюджетных фондов введен с 1990 г. Согласно законодательству местные органы самоуправления могут создавать целевые фонды. Но система их функционирования не была отлажена. Источники формирования - необязательные платежи, добровольные взносы физических и юридических лиц, прочие средства. Согласно Бюджетному кодексу Украины функционирования внебюджетных фондов на местном уровне запрещено. Специальные целевые фонды функционируют только в составе бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: