Тема 8. Государственный кредит

  1. Сущность и значение государственного кредита
  2. Виды и формы государственного кредита
  3. Государственный долг
  1. Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:

- покрытие бюджетного дефицита

- регулирование денежного обращения

- аккумуляция средств для инвестиционных программ

Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне (как правило, субъектов федераций).

Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.

Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной, чем эмиссия денег, следствием чего является инфляция.

По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.

Источники погашения ссуд:

- Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы

- Дополнительные поступлення от налогов

- Экономия средств от сокращения расходов

- Эмиссия денег

- Привлеченные от новых займов средств (рефинансирование долга)

Обеспечение государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.

Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:

Кабинет Министров Украины

Органы власти АРК

Органы местного самоуправления (муниципальный кредит? …)

Министерство финансов Украины (в частности Государственное казначейство

НБУ.

Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.

  1. Виды и формы государственного кредита.

Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.

Основной формой государственного кредита является государственный займ.

По правому оформлению государственный займ делится на виды:

- государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).

- государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.

Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты (целевой).

Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.

Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.

По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:

- Центральными органами управления

- Местными органами управления.

По месту размещения: Внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами. Внутренние – внутри страны.

По срокам привлечения средств:

Краткосрочные (погашаются до 1 года для, как правило, покрытия временных кассовых разрывов)

Среднесрочные (1 до 5 лет)

Долгосрочные (5 лет и выше)

По признаку обеспеченности:

Закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом)

Беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).

По форме выплаты доходов:

Процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг

Выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.

Беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.

По методу определения дохода займы делятся на обязательства:

С твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период

С плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.

  1. Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.

Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.

Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг - задолженность кредиторам данный страны. Внешний – задолженность кредиторам других стран.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долга.

Существует несколько способов регулирования заемной политики:

- конверсия

- консолидация

- унификация

- отсрочка погашения

- реструктуризация

- аннулирование.

Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.

Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока ссуды. (обмен старых облигация на новые)

Унификация – объединение нескольких займов в один. С целью упрощения управления государственным долгом

Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности

Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов

Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.

Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Но большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.

Внешняя угроза:

- возрастание внешней задолженности

- вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций

- негативное сальдо торгового баланса

- дефицит платежного баланса

- зависимость национального финансового рынка от мирового

Внешняя угроза.

- рост внутреннего государственного долга

- неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов

- бюджетный дефицит

- неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы

- кризис платежей

- низкий уровень инвестиционной деятельности.

Тема 9. Финансовый контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: