- Сущность и значение государственного кредита
- Виды и формы государственного кредита
- Государственный долг
- Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:
- покрытие бюджетного дефицита
- регулирование денежного обращения
- аккумуляция средств для инвестиционных программ
Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне (как правило, субъектов федераций).
Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.
Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной, чем эмиссия денег, следствием чего является инфляция.
|
|
По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.
Источники погашения ссуд:
- Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы
- Дополнительные поступлення от налогов
- Экономия средств от сокращения расходов
- Эмиссия денег
- Привлеченные от новых займов средств (рефинансирование долга)
Обеспечение государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.
Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:
Кабинет Министров Украины
Органы власти АРК
Органы местного самоуправления (муниципальный кредит? …)
Министерство финансов Украины (в частности Государственное казначейство
НБУ.
Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.
|
|
- Виды и формы государственного кредита.
Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.
Основной формой государственного кредита является государственный займ.
По правому оформлению государственный займ делится на виды:
- государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).
- государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.
Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты (целевой).
Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.
Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.
По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:
- Центральными органами управления
- Местными органами управления.
По месту размещения: Внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами. Внутренние – внутри страны.
По срокам привлечения средств:
Краткосрочные (погашаются до 1 года для, как правило, покрытия временных кассовых разрывов)
Среднесрочные (1 до 5 лет)
Долгосрочные (5 лет и выше)
По признаку обеспеченности:
Закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом)
Беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).
По форме выплаты доходов:
Процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг
Выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.
Беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.
По методу определения дохода займы делятся на обязательства:
С твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период
С плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.
- Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.
Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг - задолженность кредиторам данный страны. Внешний – задолженность кредиторам других стран.
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долга.
|
|
Существует несколько способов регулирования заемной политики:
- конверсия
- консолидация
- унификация
- отсрочка погашения
- реструктуризация
- аннулирование.
Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.
Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока ссуды. (обмен старых облигация на новые)
Унификация – объединение нескольких займов в один. С целью упрощения управления государственным долгом
Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности
Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов
Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.
Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Но большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.
Внешняя угроза:
- возрастание внешней задолженности
- вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций
- негативное сальдо торгового баланса
- дефицит платежного баланса
- зависимость национального финансового рынка от мирового
Внешняя угроза.
- рост внутреннего государственного долга
- неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов
- бюджетный дефицит
- неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы
- кризис платежей
- низкий уровень инвестиционной деятельности.
Тема 9. Финансовый контроль