double arrow

Стол Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle) ок. 1680г


Кабинет , Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle) 1670-1680 г.

размер 189 x 129 x 59,3 cm

Дуб, облицованный другими видами дерева

Франция, Париж

Дуб, облицованный черным деревом, панцирем черепахи, слоновой костью

Комод , Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle)1710г

87.6 x 128.3 x 62.9 см

Грецкий орех, облицованный черным деревом и маркетри, мраморная столешница



Стол из собрания Кестнер музея. Ганновер.







Образцы орнаментов в стиле Буль из книги Огюста Расинэ " Орнамент всех времен и стилей".

БАРОККО (конец XVI - первая половина XVIII вв.)

"Каждый человек - это стиль."

Бюффон

Эти слова известного французского учёного, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи Барокко. Впервые в истории искусства речь пошла о целом культурном движении, потому что стиль и образ жизни людей становятся взаимосвязанными.

Барокко - слово итальянское и в переводе синонимично слову "причудливый". Так назвали стиль его поздние противники - классицисты XVIII века, которым формы Барокко напоминали странную вычурную раковину - результат игры "неразумной природы".

Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся "картиной мира" на рубеже XVI- XVII вв. Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями. То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля - плоское блюдце, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.




История стиля Барокко неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского короля Людовика XIV. Вообще же, эпоху Барокко принято делить на три периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:

- стиль Людовика XIII - раннее Барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.

- стиль Людовика XIV - "Короля Солнца", 1643-1715 гг.

- стиль Регентства - переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает Барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы Барокко находят широкое применение, в первую очередь, в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей.



Стиль Барокко медленно вызревал в архитектуре и скульптуре "Высокого Возрождения". И лишь великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуальности в один миг разрушил все привычные представления о "правилах" рисунка и композиции (Сикстинской капеллы в Ватикане, архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи, вестибюль библиотеки Сан- Лоренцо во Флоренции).

В архитектуре Барокко поражают "нечеловеческие" масштабы. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Известный русский искусствовед И. Грабарь пишет о римской архитектуре эпохи Барокко: "Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам еще полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось "призрачное ощущение".



Идеи барочной организации больших пространств рождают колоссальные ансамбли площадей с фонтанами и египетскими обелисками, перспективами улиц, аллей садов и парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси, несмотря на все различия - порождения одной эпохи Барокко. Во Франции преобладает тип дворца П-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризолитов. Все эти ансамбли построены на театральном эффекте неожиданных контрастов, смены впечатлений: кулисы, "задник", внезапно открывающиеся перспективы. Ведь не случайно эпоха Барокко - время театрального искусства, декорационной живописи, грандиозных дворцовых празднеств и маскарадов с фейерверками.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Интерьеры состоят из анфилады комнат, поражающих своим величием и пышностью. Двери украшаются живописными панно-десюдепортами. Камины становятся менее заметными, их верхняя часть углубляется в стену и закрывается картинами или зеркалами, которые с развитием зеркальных мануфактур во Франции являются одним из основных элементов в убранстве дворцов. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки, благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей, уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками.

Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство. Парадные залы соединяются между собой узкими галереями, украшенными колоннами, статуями, бюстами и картинами. Во время царствования Людовика XIV, сложился свой неповторимый стиль их оформления под влиянием итальянских художников с их повышенным вниманием к цветам и сюжету, и фламандских мастеров, скрупулезно выписывающих каждую деталь.

Великолепие интерьера XVII века усиливает мебель, поражающая своим разнообразием и пышностью декора. Архитектурные формы в мебели применялись без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас вело к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служили щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. В Италии мебель особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) прямолинейные очертания тоже изгибаются; мебель становится более лёгкой и уютной. Характерная новинка Барокко - гнутая ножка, на целое столетие войдёт в практику мебельщиков.

Мебель отличается укрупненностью и утяжеленностью форм, пышностью резного декора. Огромные кровати с балдахинами на точеных колоннах с занавесями и балюстрадами, как саркофаги, стоят в центре комнаты перпендикулярно стене и занимают почти все свободное место. Входят в моду массивные гамбургские, или данцигские шкафы на шаровидных ножках с огромными карнизами и картушем в центре.

В Испании появляются стулья и кресла на точеных ножках с высокими спинками, обитые тисненной кожей с вызолоченным орнаментом и рядами больших шляпок латунных гвоздей. Место дубовой мебели, распространенной в эпоху Возрождения, занимает мебель из ореха, более пригодного для рельефной резьбы и полировки. Орех становится настолько популярным, что в Англии период второй половины XVII в. именуется "ореховым". Мягкую мебель обивают красным бархатом с крупным вышитым цветочным узором, бахромой с позументом и золотыми кистями.

Дубовая мебель фанеруется ореховым шпоном, но на изогнутых поверхностях возникают затруднения и мастерам приходится применять набор из мелких кусков. Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели - деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда обилие в барочной мебели лаковой работы.

Сначала в Голландии и Фландрии, затем в Германии и Франции, возникает еще одна техника наборного декора - маркетри, в которой используются мотивы цветочных букетов и гирлянд. На углах, у замочных скважин и на концах ножек шпон плохо держится и потому используются золоченые бронзовые накладки. Их выполняют специальные мастера-бронзовщики. Лепят скульптурные модели, отливают, чеканят и золотят. В моду входят огромные зеркала в простенках между окон - трюмо в резных золоченых рамах, пристенные столы - консоли. Позднее, с середины XVIII в., появятся зеркала на консолях - псише.

Мануфактуры Гобеленов и Бове во Франции изготавливают огромные, во всю стену шпалеры и гобеленовую обивку для мебели, в том числе глазет. Новый тип мебели - кабинет (шкафчик с дверцами на изогнутых ножках типа кабриолъ) появляется в Испании, Голландии и Италии в начале XVII в. под влиянием искусства Китая. Особенно славились кабинеты черного дерева из Флоренции, отделанные инкрустацией из слоновой кости, перламутра, фаянса и крупных кусков цветных камней (флорентийской мозаики) с изображениями птиц и цветов. Появляются столики шести- и восьмигранной формы на одной точеной ножке, заканчивающейся внизу кронштейнами в виде звериных лап. Столешницы также украшались мозаикой с резным орнаментом по краю. Большие кабинеты и монументальные шкафы в виде архитектурных сооружений изготавливались в Болонье. Они состояли из нескольких ярусов на высоком подстолье с колоннами, карнизами, теламонами и кариатидами. За открывающимися дверцами обнаруживались порталы, колоннады, арки, статуи, за которыми скрывались меньшие дверцы и выдвижные ящики. Наверху - балюстрада, статуи, вазоны, карнизы с картушами. Болонские шкафы обычно делались из черного дерева с инкрустацией перламутром, а их скульптурные детали - из слоновой кости.

Небольшие кабинеты производили в Англии, Голландии и Германии - в Аугсбурге, также с флорентийской мозаикой и инкрустацией перламутром по черному дереву. В Регенсбурге - с "обманными" архитектурными перспективами на дверцах в технике маркетри. В XVII в. особой разновидностью мебельного искусства становятся деревянные каминные экраны (иногда с гобеленовыми вставками), футляры монументальных напольных часов, письменные столики-бюро. В странах Восточной Европы через Германию из Фландрии распространяется деревянная золоченая фламандская или флемская резьба.

Наиболее богато убранным предметом мебели становится кровать, которая приобретает форму некоего шатра из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. Традиция устраивать парадные спальни с роскошными кроватями восходит к царствованию Людовика XIV. Пробуждение и отход ко сну Короля-Солнца сопровождались пышными церемониями, а королевская спальня превратилась из места отдыха в торжественный зал. Постепенно спальня стала играть и роль приёмной. Гостей принимали или лёжа в кровати, или во время сложной процедуры одевания.

В эту же эпоху впервые появляются так называемые "гарнитуры" или "комплекты", состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом предметов обстановки. Появляется и один из важнейших предметов мебели XVIII в. - комод с выдвижными ящиками.

Среди всего разнообразия барочной мебели хотелось бы выделить голландскую. При соблюдении всех особенностей стиля, голландских мастеров не покидает здоровое чувство реальности. Их мебель целесообразна, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту и красоту текстуры древесины.

В эпоху Барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и декористики, работавших в мебельном деле, таких как Жан Лепотр, Даниэль Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец, декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его преемниками-сыновьями. После смерти придворного столяра, он, в 1679 году возглавил мастерские в Лувре. С его именем связаны известные всему миру изделия мебели в "стиле Буль". Они фанерованы чёрным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, позолоченной меди, олова и т. д. Булю принадлежит также и слава создателя классического комода.

Барокко и плавно вытекающий из него стиль Рококо, до сих пор остались для массового сознания наиболее "роскошными" и представительными художественными стилями.

МЕТАЛЛ Барокко.К 1630 в Италии формы художественных изделий из металла приобрели мощь и динамичность. Гигантский балдахин над алтарем собора св. Петра в Риме, выполненный в бронзе в 1624–1633 Джованни Лоренцо Бернини, представляет собой памятник, венчающий развитие стиля барокко. Этот стиль вскоре был воспринят и получил продолжение во Франции, откуда он распространился во все страны Европы, в Россию и к концу 18 в. в Северную Америку. В эпоху Людовика XIV французская работа по золоту, серебру, бронзе и железу демонстрирует богатое разнообразие свободного растительного орнамента, замкнутого внутри четко определенной рамки изогнутых кривых. После 1688 во Франции многие металлические предметы были отправлены в переплавку для финансирования дорогостоящих войн и дворцового строительства в Версале. Впрочем, второе их этих мероприятий стимулировало развитие различных техник художественной обработки железа, создавая спрос на изготовление узорных ворот, а также на оформление интерьеров позолоченной бронзой; в качестве примера можно привести работы Андре-Шарля Буля. Отмена в 1685 Нантского эдикта вынудила многих гугенотов, многие из которых были золотых дел мастерами, бежать в Голландию, Англию и Северную Америку, где они восприняли сильное влияние местных стилей. Поль де Ламери стал самым знаменитым лондонским мастером, а Бартоломью Ле Ру был одним из многих мастеров по металлу в Нью-Йорке, где господствовал голландский вкус к пышно украшенным пивным кружкам, кубкам и ложкам. В Бостоне мастера по металлу, например Иеремия Думмер, в изготовлении сервизов и сосудов для питья следовали английскому стилю. В Англии популярный в 17 в. орнамент с мотивами тюльпана и виноградной лозы, вычеканенный по серебру, к 1690 был вытеснен лентами романского орнамента, выполненного литьем и резьбой. Между 1697 и 1719 в изготовлении простых неорнаментированных изделий, формы которых состояли из грациозно уравновешенных кривых, применялось серебро нового «британского стандарта» чистоты. Олово (сплав олова и свинца) по-прежнему использовалось для упрощенной имитации форм серебряных изделий.

СОСУД ДЛЯ РОЗОВОЙ ВОДЫ (воронок). Серебро, золочение, чеканка, резьба, литье.

СОСУД ДЛЯ ВИНА «БАРС» английской работы начала 17 века. Серебро







Сейчас читают про: