double arrow

Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко. Стекло


Рис. 4.Английское блюдо из каолиновой глины, 1660-75, сделанное Томасом Тофтом, изображает Карла II, прячущегося на дубе от "круглоголовых". Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко. Фарфор

Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко. Фаянс


В XVI веке итальянские гончары передают свое мастерство во Францию, Голландию и Англию, где такие предметы начинают называться фаянсом, дельфтским и английским фаянсом. Европа XVII продолжает производство глазурованной керамики, но она отходит от ренессансных мотивов и приобретает новые черты.

В 1640 г. французские керамисты в Невере продолжают создавать выставочные тарелки в традиции istoriato, но предпочитают работы современных французских художников. Позднее французские декораторы обратятся к мелкомасштабным, повторяющимся узорам, навеянным печатными гравюрами. Эти симметричные, подобные кружеву, узоры, включающие сухие листья с ламбрекенами, стали типичными для французского декора XVII века.

Привозной сине-белый китайский фарфор также оказал влияние на глазурованную керамику XVII века: керамисты пытаются имитировать как материал, так и цвета, но видоизменяют форму и мотивы, приспосабливаясь к европейским вкусам. Огромные цветочные пирамиды становятся характерными для поздних голландских предметов Вильяма и Марии. В них сочетается любовь к сине-белому цвету с цветочными мотивами. Тюльпан становится излюбленным мотивом XVII века, его изображают на английском фаянсе и керамических изделиях; специфика английской керамики - королевские портреты.

Глиняная посуда, как неглазурованная красная, подражающая китайской глине Йиксинг, так и с глазурью, очень распространена в XVII веке. Особой разновидностью глазурованной посуды были предметы, сделанные в Вестервальде, в Германии, с печатным орнаментом, покрывающим всю поверхность, синий цвет достигается благодаря использованию кобальта и глазури.

Рис. 1.Шлемообразный фаянсовый сосуд, навеянный ранней металлической формой, расписан красным и синим цветами, стилизованными сухими листьями и лентами, заимствованными из печатных французских источников.

Рис. 2. Мотив английского фаянсового плоского блюда - тюльпан в вазе, 1661. Европейский стиль, но разделение украшения бортика на отдельные сегменты навеяно китайскими изделиями.

Рис. 3. Тюльпан становится модным украшением в декоративном искусстве, он - доминирующий мотив английского глиняного горшочка для горячего вина, или "любовной чаши", 1709.
Надпись: "Самое лучшее недостаточно хорошо для тебя".


Искусственный фарфор создан в конце XVI века на мануфактуре Медичи, недалеко от Флоренции. Позднее, в начале XVIII века, благодаря экспериментам алхимика Иоганна Фридриха Бютгера (1682-1719) и его учителя Эренфрида Вальтера фон Тширнхауза (1651-1708) получена прекрасная красная керамика. Вещи украшались барочными мотивами по рисункам Жана Берена. Другие копировали современные серебряные и золотые изделия. Бенджамен Томе создавал небольшие бюсты и барельефы под влиянием изделий из слоновой кости и фигурок Комедии дель Арте.

В результате дальнейших экспериментов, в январе 1710г., на мейсенской фарфоровой мануфактуре создается фарфор из твердой пасты, то есть настоящий фарфор. Из фарфора производят чайную и кофейную посуду, делают небольшие гротескные фигурки по рисункам Жака Калло, создают подражания китайским образцам.

И.Г. Харольд (1695-1775) изобретает на основе металлических окислов яркие эмалевые краски в 1720г. Их используют для Изображения на посуде и вазах китайских сюжетов, экзотических цветов, созданных под влиянием востока, и сцен в гавани. С японских оригиналов копируют рисунки в стиле Какиемон. Многие из них создаются на цветном фоне.

В 1719г. в Вене Клаудиус Инносентиус дю Пакье создает конкурирующую мануфактуру. Изделия имеют форму металлических предметов Ближнего Востока, другие созданы в архитектурном стиле с расписным барочным декором.


1. Батальные сцены на вазе Дю Пакье, Вена, было типичным барочным декором на историческую тему в черном оформлении.
2. Мейсенская керамика в чайнице красной глины, Бютгер, 1710-15. Простота форм напоминает китайскую керамику и современные серебряные изделия.
3.Мейсенская фигурка Арлекина с пивной кружкой из Комедии дель Арте была вылеплена И.И. Кендлером в 1733г. Она свидетельствует о скульптурном образовании автора в стиле Барокко, поскольку обладает динамизмом и выразительностью.
4. Ваза Дю Пакье, 1725-30. Резной столбик с шариком и ручками в виде звериных морд напоминает стиль Барокко.
5. Мейсенский молочник, 1723, дипломатический подарок П.Гримани. На стенке – Герб на фоне симметричного барочного картуша.

6. Мейсенская пиала с блюдцем, 1725. Выполнено И.Г. Харольдом по рисункам, взятым из кодекса Шульца (европейского перевода китайских сцен.


В XVII веке стекло становится общедоступным. Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах.

При этом богатых покупателей интересуют предметы оригинальных форм со сложнейшими украшениями. Венецианское стекло успешно имитируется почти во всей Северной и Центральной Европе.

В Нидерландах высокие бокалы со сложными ножками в форме морских змей отвечали барочным запросам показной роскоши. Их использовали для специальных случае, поэтому их сохранилось совсем немного. Подобные предметы делают в Германии и Богемии.

Венецианское стекло успешно имитируется во многих северных странах, а производство Мурано отличают еще более усложненные формы и специальные эффекты. Например, традиционному халцедоновому стеклу придавался эффект золотистых авантюриновых блесток, получаемых добавлением медного порошка.

На флорентийской стеклянной мануфактуре, принадлежащей семье Медичи, где работали исключительно венецианцы, придворные мастера создают фантастические бокалы и предметы для украшения центра стола во Время роскошных приемов.

1700г. стал «лебединой» песней венецианского стекла, когда мода на сверхтонкое стекло элегантных и усложненных форм уступает во всей Европе более солидному стилю. В этот период стеклодувы Мурано создают свои самые сложные произведения.

Парадные бокалы сочетают дутое филигранное стекло с сеткой сложнейшего узора, изобилующего деталями из плавленого стекла, зачастую целых букетов цветов.

В Голландии в XVII веке гравировка стекла становится любимым видом искусства. Алмазным наконечником наносится линейный декор, который на фоне блестящей поверхности стекла кажется матовым. Параллельно с геральдическими и аллегорическими темами популярны сценки праздников и выпивок. Каллиграфический декор особенно подходит для изогнутых поверхностей бокалов и графинов.

Рис. 1. Три змеевидных бокала бесцветного стекла со вставками нитей цветного стекла. Германия или Нидерланды, XVIIв.

Рис. 2. Кубок с крышкой с гербами руководителей городского театра, бесцветное стекло с гравировкой. Амстердам, Нидерланды, 1731 г.


Сейчас читают про: