Пример принятия оптимального решения

ТеМА 17. Стандарты кредитоспособности

План:

1. Пример принятия оптимального решения.

2. Задачи управления дебиторской задолженностью.

3. Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения

Кредитная политика способна оказать огромное влияние на объемы продаж компании. Если конкуренты фирмы, в отличие от нее, постоянно облегчают условия предоставления кредита, это может иметь весьма негативные последствия для бизнеса фирмы. Продажа в кредит представляет собой один из факторов, определяющих уровень спроса на продукцию, которую продает компания. В свою очередь, степень, в которой кредит способен стимулировать спрос, зависит от целого ряда других факторов. Теоретически фирме следует снижать требования, которые она предъявляет к качеству акцептованных ею счетов, до тех пор, пока рентабельность продаж на таких условиях превышает дополнительные издержки по дебиторской задолженности. Ослабление стандартов кредитоспособности в свою очередь тоже чревато определенными издержками. Некоторые из них являются следствием расширения отдела кредитования, объема конторской работы по проверке дополнительных счетов и обслуживания дополнительных дебиторских задолженностей. Будем исходить из предположения, что все эти затраты вычитаются из показателя рентабельности продаж, в результате чего получается показатель чистой рентабельности, необходимый для дальнейших расчетов. Кроме того, определенные издержки возникают вследствие увеличения вероятности потерь фирмы по безнадежным долгам.

Следует также учитывать альтернативные издержки, связанные с тем, что фирма затрачивает определенные суммы на накопление дополнительной дебиторской задолженности вместо того, чтобы использовать их каким-либо другим способом. Дополнительная дебиторская задолженность является результатом увеличения объема продаж и увеличения среднего срока взыскания счетов дебиторов. Если в результате снижения стандартов кредитоспособности компании привлекаются новые покупатели, получение денег по долговым обязательствам этой, менее кредитоспособной, группы, по всей вероятности, будет происходить медленнее, чем взимание платежей со старых клиентов фирмы. Кроме того, облегчение условий кредита нередко приводит к тому, что даже некоторые проверенные покупатели менее добросовестно относятся к своевременным платежам по счетам компании.

Предположим, что продукция фирмы продается за $10 за единицу. Из этой суммы $8 представляют собой переменные издержки (до уплаты налогов), включая затраты на содержание отдела кредитования. Фирма в данный момент работает не на полную мощность, следовательно, увеличение объема продаж может быть достигнуто без какого-либо увеличения постоянных издержек. Таким образом, прибыль на каждую дополнительную единицу продукции составит разницу между продажной ценой и переменными издержками, затраченными на производство этой единицы, то есть

В настоящее время ежегодный объем продаж фирмы в кредит составляет $2,4 млн. и тенденции увеличения данного показателя не наблюдается. В данной ситуации фирма может несколько ослабить требования по предоставлению кредита и увеличить средний период взыскания по счетам новых покупателей с одного до двух месяцев. При этом ожидается, что имеющиеся клиенты компании будут производить выплаты по прежней схеме. По расчетам специалистов ослабление стандартов кредитования должно привести к увеличению объема продаж на 25%, то есть продажи в кредит вырастут до $3млн. в год. Если предположить, что цена продукции останется неизменной, то для увеличения объема продаж на $600000 компании необходимо будет выпускать на 60000 единиц продукции в год больше. Альтернативные издержки фирмы, связанные с получением и управлением дополнительной дебиторской задолженностью, составят 20% (до уплаты налогов).

Вся эта информация сужает анализ до выбора между ожидаемой дополнительной доходностью в связи с добавочными объемами продаж и альтернативными издержками, которые будет нести фирма вследствие увеличения инвестиций в дебиторскую задолженность. Увеличение задолженности является исключительно результатом привлечения новых покупателей, которые оплачивают товары фирмы несколько медленнее, чем ее старые клиенты. Прежние клиенты компании продолжают производить платежи в течение месячного срока. При увеличении объема продаж на $600000 и при коэффициенте оборачиваемости дебиторской задолженности новых покупателей 6 раз в год (то есть 2 месяца) дополнительная сумма дебиторской задолженности составит в связи с этой дополнительной задолженностью фирме придется нести соответствующие дополнительные переменные издержки $0,8 на каждый доллар, полученный в результате реализации продукции. Следовательно, дополнительная сумма инвестиций в дебиторскую задолженность составит расчеты приведены в таблице 32.

Таблица 32

Сравнение показателей рентабельности продаж и требуемой доходности инвестиций при оценке целесообразности изменения стандартов кредитоспособности фирмы

Прибыль от дополнительных объемов продаж =(прибыль на единицу продукции) (количество дополнительно проданных единиц продукции) = $2600000 единиц = $120000
Дополнительная дебиторская задолженность =(выручка от дополнительных продаж)/(коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности) = $600000/6 =$100000
Инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность =(переменные издержки на единицу продукции/продажная цена единицы продукции) (дополнительная дебиторская задолженность) = $0,8$100000=$80000
Требуемая прибыль от дополнительных инвестиций (до уплаты налогов) =(альтернативные издержки) (инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность) = $0,20 $80000=$16000

Ввиду того, что прибыль от дополнительных продаж, то есть $260000=$120000, значительно превышает показатель необходимой прибыли от дополнительных инвестиций в дебиторскую задолженность, то есть анализируемой фирме явно следует снизить стандарты кредитоспособности претендентов на получение кредита. Оптимальная кредитная политика компании будет заключаться в ослаблении правил предоставления кредита до тех пор, пока предельная прибыль от дополнительных объемов продаж не сравняется с прибылью от капитала, инвестированного с требуемой доходностью в дебиторскую задолженность, для обеспечения этих продаж. Однако по мере того, как фирма подвергает себя все большему риску, связанному с облегченным предоставлением кредитов, повышается и общий риск фирмы, что отражается в усилении колебаний ожидаемого потока денежных средств компании. Такое увеличение риска проявляется также в дополнительных потерях по безнадежным долгам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: