Внешние, или макроэкономические, факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами.
Политическая стабильность создает предпосылки для планирования работы предприятия на перспективу, а не достижения сиюминутного успеха за счет взвинчивания цен или варварского отношения к окружающей среде, как это имеет место сегодня в дальневосточных районах России по отношению к рыбным запасам страны.
1.Устанавливает цены (фиксированные цены)
- введением государственных прейскурантных цен (уголь.нефть, газ,электроэнергия, услуги городского транспорта, железнодорожные тарифы,жилищно-коммунальные услуги)
- "замораживанием"свободных рыночных цен(эффективно лишь краткосрочное замораживание цендлявосстановления ценовых пропорций и подавления инфляции)
- фиксированием ценпредприятий-монополистов
2.Устанавливает правила, в соответствии с которыми предприятия сами определяют регулируемые государством цены
- установление предельного уровня цен на отдельные товары:
- регламентация основныхпараметров цены (величина прибыли,скидки, косвенные налоги и т.д.);
- определение предельного уровня разовогоповышенияцен на конкретные товары. 3.Устанавливает правила "рыночной игры" - вводит рядзапретовна недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободныедоговорные цены).
- на горизонтальное фиксирование цен (запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне)
- на вертикальное фиксирование цен (запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле)
- на демпинг(продажу товара ниже себестоимостис целью устранения конкурентов)
Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономике в целом. Естественные монополисты в России сделали заложниками своих узковедомственных интересов всю экономику страны. Отсутствие или нехватка на рынке каких-либо ресурсов, например, топливно-энергетических, сказывается на деятельности ряда предприятий стран СНГ, ставит их в зависимость от импорта.
Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может, как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены на товары и услуги.
4.МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Рис. Система методов ценообразования