Вопрос 9.3. Воздействие налогов на бизнес
Воздействие налогов на бизнес осуществляется в двух направлениях:
1) Налоги на выручку (общий доход фирмы);
2) Налог на прибыль.
- Введем предварительные условия анализа воздействия налогообложения выручки на поведение фирм:
1. Налогооблагаемая база – это выручка производителей:
TR = PQ
2. Величина налогового обязательства (налогового бремени) – это общая сумма налоговых выплат фирмой:
Т = tTR
или
Т = tPQ,
где t – налоговая ставка;
Т – общая сумма налога на выручку.
3. Чистая выручка, остающаяся после уплаты налога:
TRn = TR – T
или
TRn = PQ - tPQ
TRn = PQ(1-t)
4. Чистая средняя выручка, т.е. общая выручка за минусом налога на единицу продукции, составит:
ATRn = ATRn =
ATRn = P(1-t)
Чистая средняя выручка, по сути, представляет собой «чистую цену», которую фирма получает с каждой единицы товара после выплаты налога на выручку.
Проанализируем, как влияет налогообложение выручки на рыночное поведение производителей в условиях совершенной конкуренции:
|
|
- В условиях совершенной конкуренции линии спроса на продукцию фирмы совпадает с линией средней выручки (AR).
- Условием максимизации прибыли фирмы является равенство МС = MR.
- При этом, MR = АR.
- Линия предельных издержек МС определяет линию предложения фирмы-производителя.
- Построим графическую модель:
- При введении налога на выручку фирма сократит объем выпуска до уровня Qt, т.к. средняя выручка уменьшится на величину налога t.
- Это будет означать, что линия средней (и предельной) выручки станет ниже линии спроса и будет проходить через точку Еt.
- Таким образом, в результате введения налога на выручку:
а) поведение фирмы-производителя будет таким же, как и при введении искажающего налогообложения, т.е. фирма имеет возможность переложить часть налога на потребителя;
б) возможности переложения налогового бремени будут зависеть от соответствующих эластичностей спроса и предложения;
в) Налоговые выплаты фирмы составят величину, равную:
Т = (РtD –ATRn)Qt.
Проанализируем, как влияет налогообложение выручки на рыночное поведение производителей в условиях монополии:
- В условиях монополии линия MR не совпадает с линией спроса, а находится ниже её.
- Следовательно, как было выяснено выше, возможности переложения налогового бремени у фирмы-монополиста меньше. Вспомнив модель переложения налогового бремени в условиях монополии, можно убедиться в этом:
|
- При введении налога на выручку монополиста его средняя и предельная выручка уменьшатся на величину налога t.
- Это приведет к изменению угла наклона линии предельной выручки MRt.
- Изменение предельной выручки изменит условия максимизации прибыли – это точка Еt.
|
|
- Таким образом, из графической модели видно, что монополист перекладывает часть налога t на потребителей в размере Рd. Однако график показывает, что большую часть налога на выручку, все же несет на себе монополист.
Общий вывод о воздействии налогообложения выручки: налог на выручку является искажающим налогом, поскольку он изменяет рыночное поведение производителей, стремящихся заместить налог путем переложения его части на потребителей.