Налоги на выручку производителей и их воздействие на рыночное поведение фирм

Вопрос 9.3. Воздействие налогов на бизнес

Воздействие налогов на бизнес осуществляется в двух направлениях:

1) Налоги на выручку (общий доход фирмы);

2) Налог на прибыль.

- Введем предварительные условия анализа воздействия налогообложения выручки на поведение фирм:

1. Налогооблагаемая база – это выручка производителей:

TR = PQ

2. Величина налогового обязательства (налогового бремени) – это общая сумма налоговых выплат фирмой:

Т = tTR

или

Т = tPQ,

где t – налоговая ставка;

Т – общая сумма налога на выручку.

3. Чистая выручка, остающаяся после уплаты налога:

TRn = TR – T

или

TRn = PQ - tPQ

TRn = PQ(1-t)

4. Чистая средняя выручка, т.е. общая выручка за минусом налога на единицу продукции, составит:

ATRn = ATRn =

ATRn = P(1-t)

Чистая средняя выручка, по сути, представляет собой «чистую цену», которую фирма получает с каждой единицы товара после выплаты налога на выручку.

Проанализируем, как влияет налогообложение выручки на рыночное поведение производителей в условиях совершенной конкуренции:

- В условиях совершенной конкуренции линии спроса на продукцию фирмы совпадает с линией средней выручки (AR).

- Условием максимизации прибыли фирмы является равенство МС = MR.

- При этом, MR = АR.

- Линия предельных издержек МС определяет линию предложения фирмы-производителя.

- Построим графическую модель:

- При введении налога на выручку фирма сократит объем выпуска до уровня Qt, т.к. средняя выручка уменьшится на величину налога t.

- Это будет означать, что линия средней (и предельной) выручки станет ниже линии спроса и будет проходить через точку Еt.

- Таким образом, в результате введения налога на выручку:

а) поведение фирмы-производителя будет таким же, как и при введении искажающего налогообложения, т.е. фирма имеет возможность переложить часть налога на потребителя;

б) возможности переложения налогового бремени будут зависеть от соответствующих эластичностей спроса и предложения;

в) Налоговые выплаты фирмы составят величину, равную:

Т = (РtD –ATRn)Qt.

Проанализируем, как влияет налогообложение выручки на рыночное поведение производителей в условиях монополии:

- В условиях монополии линия MR не совпадает с линией спроса, а находится ниже её.

- Следовательно, как было выяснено выше, возможности переложения налогового бремени у фирмы-монополиста меньше. Вспомнив модель переложения налогового бремени в условиях монополии, можно убедиться в этом:

Q

- При введении налога на выручку монополиста его средняя и предельная выручка уменьшатся на величину налога t.

- Это приведет к изменению угла наклона линии предельной выручки MRt.

- Изменение предельной выручки изменит условия максимизации прибыли – это точка Еt.

- Таким образом, из графической модели видно, что монополист перекладывает часть налога t на потребителей в размере Рd. Однако график показывает, что большую часть налога на выручку, все же несет на себе монополист.

Общий вывод о воздействии налогообложения выручки: налог на выручку является искажающим налогом, поскольку он изменяет рыночное поведение производителей, стремящихся заместить налог путем переложения его части на потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: