double arrow

Вопрос 3: Предложение и его изменения

Предложение — это желание и способность продавцов пре­доставлять товары для продажи на рынке.

Применительно к конкретной ситуации предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы и в виде схемы.

Таблица 4.2. Величина предложения продукции (данные условные)

Цена единицы продукции (евро) Величина предложения продукции (млн кг в год)
2,0 8,4
1,8 8,0
1,6 7,6
1,4 7,2
1,2 6,8
1,0 6,4
0,8 6,0

Табл. 4.2 показывает, какое количество товара будет пред­ложено к продаже по каждой возможной цене. Мы видим, что при снижении цены товара его количество, предлагаемое к продаже, уменьшается.

Та же информация представлена на графике (4.6). Этот график называется кривой предложении (S).

Кривая предложения - графическое выражение зависи­мости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители желают предложить для продажи на рынке. Естественно, возникает вопрос: почему кривая предложе­ния имеет положительный наклон? Или, другими словами, почему производители согласны производить больше товаров только в том случае, если их рыночная цена возрастает. В кур­се экономической теории вы найдете точный и теоретически обоснованный ответ. Теперь воспользуемся логикой. Поло­жительный наклон может быть объяснен, во-первых, тем, что более высокая цена товара стимулирует производителей, т. е. заставляет их посвятить производству этого товара больше времени. Во-вторых, объяснением восходящего наклона кри­вой предложения может быть тот факт, что по мере того как производственные возможности фирм исчерпываются, воз­растают альтернативные издержки, связанные с производ­ством добавочной продукции. Так, например, стремление уве­личить объемы производства требуют зачастую повышения заработной платы как компенсации возросшей интенсивности труда, использования более интенсивных технологий, тре­бующих дополнительных затрат и т. д.

Теперь же, глядя на кривую предложения, мы легко можем ответить на вопрос: какое количество товара будет произведе­но по каждой возможной цене? То есть, как и в случае с изме­нением величины спроса на продукцию, изменение цены еди­ницы товара при прочих равных условиях может быть показа­но движением вдоль кривой предложения.

Изменение величины предложения - это изменение того ко­личества товара, которое производители желают и могут про­дать в результате изменения цены товара.

Таким образом, кривая предложения показывает зависи­мость между двумя переменными: ценой и величиной предло­жения при прочих равных условиях. Но в реальной действи­тельности существует большое количество неценовых факто­ров, влияющих на возможность и желание производителей продавать свои товары на рынке. Изменение какого-либо не­ценового фактора приводит к тому, что зависимость между це­ной и величиной предложения будет меняться. А это значит, что произойдет сдвиг кривой предложения. То есть изменится не величина предложения, а предложение. Новая кривая предложения будет выражать новую зависимость между ценой и величиной предложения.

Изменение предложения - это изменение количества това­ра, которое производители желают и могут продать в результа­те изменения неценового фактора.

Наиболее важными неценовыми факторами, которые при­водят к сдвигу кривой предложения, являются следующие: из­менение технологии, изменение цен на ресурсы, изменение цен на другие товары, а также изменение ожиданий.

Предложение товаров на рынке является следствием их про­изводства. Каждый производитель стремится производить това­ры максимально эффективным способом. Появление новых тех­нологий позволяет производителям улучшить экономические па­раметры производства, что положительно сказывается на харак­тере предложения товара. При прочих равных условиях продавцы смогут предложить за ту же цену большее количество товара, чем до улучшения технологии, или же снизить цену, по которой продавался товар до изменения технологии. И то и дру­гое означает сдвиг кривой предложения (S2) вправо, т. е. после внедрения новой технологии изменение цены будет вызывать перемещение по новой кривой предложения.

 

Если изменятся цены на ре­сурсы, используемые для про­изводства товара (производ­ственные ресурсы), то это, ес­тественно, приведет к тому, что затраты на производство това­ра тоже изменятся. При повы­шении цен на ресурсы затра­ты, связанные с производ­ством товара, возрастут, а при снижении цен на ресурсы -уменьшатся. Снижение цен на ресурсы, несомненно, вызовет желание и возможность пред­ложить товар для продажи на рынке. Рост цен на производственные ресурсы приведет к то­му, что к продаже будет предлагаться меньшее количество то­вара, чем до повышения цен. Это выразится в сдвиге кривой предложения (S\) влево (рис. 4.8). Снижение цен на производственные ресурсы вызовет обратную реакцию (рис. 4.9). После изменения цен на ресурсы изменение цены товара будет вызывать перемещение по новой кривой предложения.

Может повлиять на предложение товара также изменение цен на другие товары. Однако такое влияние возможно только в том случае, если рассматриваемый нами товар и те товары,

цены на которые изменились, производятся из одних и тех же ресурсов.

Если цены на какие-то товары, производимые из тех же ре­сурсов, что и наш товар, возрастут, это вызовет желание у про­изводителей перебросить ресурсы на производство подоро­жавшего товара, что, естественно, скажется на желании и воз­можности предложить к продаже наш товар. При прочих рав­ных условиях произошедшие перемены вызовут сдвиг кривой предложения нашего товара влево. Это будет свидетельство­вать о том, что предложение товара по каждой возможной це­не сократится. Снижение цен на товары, производимые из тех же ресурсов, что и наш товар, вызовет обратную реакцию.

Существенное влияние на предложение товара может ока­зать изменение ожиданий производителя. Если, например, производитель какого-либо товара предполагает увеличение спроса на этот товар, а, следовательно, и рост цены на него, то можно предположить увеличение предложения данного това­ра даже в случае, если действующие цены на товар низки. Это свидетельствует о том, что производители больше ориентиру­ются на будущий спрос и на будущие цены, т. е. на спрос и на цены в момент, когда его товар поступит для продажи на ры­нок. В этом отношении изменение ожиданий способно по­влиять на предложение даже в большей степени, чем на спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: