Решения производителей: предложение Закон предложения

Производитель, как и потребитель, принимает решения, исходя из собственных предпочтений и субъективных оценок рыночной ситуации.

В основе решений производителя - стремление к максимализации прибыли. Условием реализации поставленной цели является, с одной стороны, производство блага, соответствующего спросу потребителя, а с другой стороны - возмещение издержек, которые производитель вынужден нести, используя ограниченные экономические ресурсы в альтернативных проектах. Способом решения поставленной цели является готовность продать благо на рынке, то есть предложение товара.

Предложение - готовность производителя продать определенное количество товара (или услуги) по определенной цене в течение определенного периода времени (при прочих равных условиях).

Предложение - форма проявления решений производителя в условиях рынка.

При принятии решения производитель вынужден учитывать факторы (цена, уровень технологии, налоги и дотации, издержки и т. д.), определяющие количество предлагаемого на рынок товара, величины предложения.

Величина предложения - количество какого-либо товара, которое готов продать на рынке продавец по определенной цене в течение определенного периода времени.

Эту зависимость, введя условные обозначения, можно представить в виде функции предложения:

Функция предложения - зависимость величины предложения от определяющих его факторов.

Введем условные обозначения:

QSi - объем предложения i -го товара (i = 1…n);

S - предложение товара;

Li - характер применяемой при производстве товара технологии;

Ti - налоги и дотации, установленные по i -му товару.

N - природные условия;

E - ожидания производителей.

Так как цель производителя - прибыль, основным факторам (особенно в начале производственной деятельности) для производителя будет цена. Рассмотрим более подробно влияние ценового фактора на величину предложения (при неизменности других факторов). Если для потребителя цена была сдерживающим фактором, то для производителя цена является стимулом и показателем того, насколько эффективно осуществляет свою деятельность производитель.

Производитель соизмеряет свои издержки с уровнем цен и определяет тот объем выпуска, который обеспечивает возмещение использования ресурсов (цена = издержкам). Повышение уровня цен приводит к росту прибыли (цена - издержки производства) и увеличению объема предложения (величина предложения). Если цены будут снижаться и окажутся ниже издержек, то производитель уменьшает объем предложения или уходит с рынка.

Из произведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Издержки производства определяют низшую границу цены, на которую будет согласен производитель, цену предложения.

Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара.

2. Стремление к росту величины предложения (условия получения прибыли) обуславливает рост дополнительных издержек и рост цен предложения на рынке.

Эта зависимость (рост цен предложения на рынке) проявляется:

а) в экономике бывших советских республик. Использование устаревших технологий приводит к росту издержек и, следовательно, к росту цен предложения. (Это особенно ярко проявляется на примере деятельности естественных монополий “Газпрома”, РАО ЕЭС, нефтяных компаний);

б) при внедрении новых технологий, когда рост издержек на первоначальном этапе выхода товара на рынок покрывается высокими ценами (стратегия “снятия сливок” в ценообразовании).

3. Взаимосвязь между ценой и величиной предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения - при прочих равных условиях, величина предложения товара увеличивается, если цена возрастает (и наоборот).

Действие закона предложения приводит к постоянному переливу ресурсов в отрасли с высоким уровнем с высоким уровнем цен и наоборот, т.е. выполняет регулирующую функцию. С другой стороны, на росте цен производитель получает добавочную прибыль и появляется возможность для расширения производства.

Внимание! В отличие от закона спроса закон предложения не является абсолютным: возможен рост производства при постоянных и даже снижающихся ценах, рост цен сочетается со снижением производства (в монополизированных отраслях).

Пример. Появление компьютеров нового поколения сопровождается ростом цен, что приводит к повышению большего количества товаров - имитаторов (перелив ресурсов). Стратегию инноватора - имитатора реализует постоянно фирма IBM, покупая лицензию у таких фирм как Apple.

Рассмотрим зависимость величины предложения от цены на условном примере с помощью графика.

Пример: Фермер - производитель яблок, имеет шкалу предложения: Р1=2 руб., Q=0 кг; при Р2=5 руб., Q2=2 кг; при Р3=8 руб..Q3=6 кг; при Р4=10 руб., Q4= 10 кг. Графически данная зависимость изображена на рис. 4. Кривая S определяется как кривая предложения.

Кривая предложения - кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

1. Кривая предложения наглядно показывает, что предложение это перечень всех возможных сочетаний P и Q за определенный период времени (точки A(2, 0), B(5, 2), C(8, 6), D(10, 10)).

2. Кривая предложения - графическая интерпретация закона предложения, т. е. прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Повышение цен с Р1 = 2 руб. до Р4 = 10 руб. вызвало рост величины предложения с 0 до 10 кг.

3. Цена - фактор изменения величины предложения. Если цена растет от Р1 = 2 до Р4 = 10, то увеличивается величина предложения с 0 кг до 10 и происходит движение по кривой предложения вверх от точки А до точки D. Точки А и D кривой предложения характеризуют величину предложения.

4. Р1 = 3 - цена предложения, производитель вынужден снижать величину предложения до 0.

Рассмотрим, какое влияние на предложение оказывают ценовые факторы:

Факторы Изменение факторов
Технология Внедрение новой технологии
Изменение цен на ресурсы Рост цен
Снижение цен
Налоги и дотации Рост налогов
Введение дотаций
Ожидания производителей Рост цен
Снижение цен

При уменьшении предложения производители готовы предложить по той же цене меньше товара, чем раньше, и (или) такое же количество товара по более высоким ценам.

При росте предложения продавцы предлагают товара больше прежнего при тех же ценах, и (или) готовы принять более низкую цену за данное количество товара.

Уровень технологии (т.е. способ производства товара). Как правило, технологический процесс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.

Изменение цен на ресурсы производства. Как правило, снижение цен на ресурсы производства приводит к снижению затрат на производство товара и услуги. В этом случае производители по тем же ценам могут предложить большее количество своего товара. Рост цен на ресурсы производства приведет к уменьшению предложения товара по тем же ценам. Например, снижение цен на нефть может привести к увеличению предложения бензина. В случае, если повысятся затраты производителей на заработную плату рабочим, может произойти сокращение предложения производимого ими товара.

Налоги и дотации. Введение государством новых налогов на увеличение налоговых ставок делает производство товаров и услуг менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товара. Установление государством дотаций и субсидий производителям снижает их затраты на производство, что вызывает увеличение предложения.

Ожидания производителей также могут привести к изменению предложения товара. Если производители считают, что спрос на их товар в дальнейшем изменится, то они изменят и предложение своего товара. Например, когда политическая обстановка в стране не устойчива, иностранные компании сокращают объем импортируемой продукции в эту страну до тех пор, пока положение в стране не стабилизируется. Таким образом, пессимистические ожидания импортеров приводят к сокращению предложения импорта в стране.

Таким образом, изменение в предложении проявляется в сдвиге кривой предложения влево или вправо. Это результат действия неценовых факторов.

Предложение, так же как и спрос, может быть представлено в форме индивидуального и рыночного предложения (см. рис.).

Индивидуальное предложение - это предложение товаров отдельным продавцам на рынке.

Рыночное предложение - это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

Более глубоко содержание данных понятий будет рассмотрено в разделе 3 “теория фирмы”. Отметим следующее:

1. Все сказанное о взаимосвязи индивидуального и рыночного спроса применимо к теории предложения.

2. Рыночная кривая предложения наклонена менее круто, чем кривая рыночного предложения, т.к. рынок откликается на повышение цены большим абсолютным ростом величины предложения.

Вывод. Мы рассмотрели содержание предложения. Экономический анализ показал, что при наличии общих закономерностей поведение производителя противоположно решениям, принимаемым потребителем. Как обеспечивается сочетание их интересов, мы рассмотрим в следующем вопросе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему решения производителя в рыночной экономике принимают форму предложения?

2. Какая связь существует между основными характеристиками предложения: ценой предложения и величиной предложения?

3. Как величина предложения оказывает обратное влияние на цену?

4. Почему цена предложения определяет низшую границу доступной цены для производителя?

5. Назовите неценовые факторы предложения. Каково их влияние на кривую предложения?

6. Приведите примеры (из Вашей повседневной жизни) того, что закон предложения не абсолютен.


3. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена

Анализ спроса и предложения дал ответ на вопрос: какое количество блага будет потреблять домашнее хозяйство при каждой возможной цене и сколько товара будет предложено производителем для продажи при различных ценах. Но только взаимодействие спроса и предложения позволяет определить рыночные цены и количество товара, которое будет продано.

Далее мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:

1. Что понимается под рыночным равновесием и равновесной ценой.

2. Механизм установления рыночного равновесия.

3. Равновесная цена и ее функции.

4. Существование, единственность и стабильность равновесия.

В экономической литературе проблема формирования равновесной цены долгое время оставалось неисследованной. Одни авторы преувеличивали значение спроса, особенно полезности, другие - значение издержек, особенно труда. Проблема спроса и предложения как факторов, определяющих рыночную цену, получила принципиальное разрешение в работе А. Маршалла “Принципы политической экономии” в 1890 г. А. Маршалл, используя идею ножниц (знаменитый крест Маршалла), показал, что равновесная цена - есть равнозначный результат спроса и предложения, которые взаимно регулируют друг друга. Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость (ценность) полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривые спроса (D) и предложения (S). Используем при этом условный пример с рынком яблок (см. вопросы 1, 2).

Обе кривые пересекаются в точке E, в которой величина спроса соответствует величине предложения (QD=QS=5) при одинаковом уровне цен (P=8). Данное состояние рынка будем рассматривать как равновесное (равновесие рынка - состояние, которое продавец и покупатель не заинтересованы изменять), а установленную цену определим как равновесную (равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна величине предложения), так как:

1. P=8 - единственная цена, при которой QD = QS; Q=5 - это единственный объем продаж, при котором цена спроса равна цене предложения.

2. Изменение рыночной ситуации невыгодно продавцу и покупателю. Если цены упадут до уровня P=5, то продавец уходит с рынка, уменьшается объем продаж до 2 кг, и, следовательно, проигрывает покупатель (уменьшается потребление). Если цены увеличиваются до P=9, уходит покупатель и одновременно в убытке продавец (происходит затоваривание рынка). То есть, рынок является сбалансированным.

Интересы продавцов и покупателей совпадают и формируется равновесная цена и равновесное количество при условии:

QS=QD=QE

PS=PD=PE

В экономической литературе существует несколько подходов к анализу формирования состояния равновесия:

Равновесие по Вальрасу основывается на условии разницы между величиной спроса и предложения. Характерно для короткого периода. Если при то , поэтому на рынке возникает дефицит товара и конкуренция между покупателями за возможность покупки товара приводит к росту P 2 и цена устанавливается на уровне P E.

Равновесие по Маршаллу. Главным в подходе является превышение цены спроса над ценой предложения. Характерно для длительного периода. Пусть при величине предложения цена спроса выше цены предложения: (проявление желаний покупателей). Производителям выгодно увеличить предложение товара на рынке и происходит выравнивание Q 1 и Q E, устанавливается равновесие в точке E. Если , при , продавец уходит с рынка и цена постоянно возвращается в исходное положение.

Необходимо также показать, какие изменения происходят в равновесном состоянии под влиянием изменений в спросе и предложении.

Изменение спроса и предложения Изменения
Равновесной цены Равновесного количества
Увеличение спроса Увеличение Увеличение
Уменьшение спроса Уменьшение Уменьшение
Увеличение предложения Уменьшение Увеличение
Уменьшение предложения Увеличение Уменьшение
Одновременное повышение спроса и предложения Без изменения Увеличение
Одновременное уменьшение спроса и предложения Без изменения Уменьшение

Таблица 3. Влияние изменения спроса и предложения на равновесные цены и равновесное количество товара.

Пример. В 1973 г. страны ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти) резко подняли цены на нефть (≈60%). Произошел отказ от потребления нефти и увеличение спроса на уголь (товар - заменитель) Следствием этого было увеличение цен на уголь (с 1973 по 1975 гг. они увеличились ≈ на 50%) и его производство на 10%.

Рассмотрев механизм взаимодействия спроса и предложения можно сделать выводы:

- В ходе принятия текущих решений участниками рынка предложение и спрос постоянно движутся в направлении равновесной цены, т.е. идет процесс ценообразования.

Ценообразование - способ, правила установления, формирования цен и изменения действующих

- Формирование равновесной цены осуществляется в процессе “прощупывания” продавцом и покупателем наиболее выгодных условий сделки купли-продажи.

- Покупатели (продавцы), чьи цены спроса (предложения) не соответствуют равновесной, т.е. выше (ниже) - уходят с рынка и возвращаются вновь при изменении рыночной ситуации.

- Могут существовать неравновесные состояния рынка, которые проявляются в наличии: рынков покупателя и продавца.

Рынок продавца:

- Устойчивое превышение спроса над предложением

- Конкуренция покупателей

- Преимущественное положение у продавца

- Излишек производителя

Рынок покупателя:

- Рынок характеризуется устойчивым превышением предложением над спросом

- Конкуренция продавцов

- Преимущественное положение у покупателя

- Излишек (выигрыш) потребителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: