Цели, методы и формы государственного регулирования цен

Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования Российской Федерации

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

Цели, методы и формы государственного регулирования цен

Тема 7. Регулирование цен

1. Формирование нормативно – законодательной базы рыночного ценообразования Российской Федерации

Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21.12.90 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в разделе «Цены и ценообразование» указывалось на возможность реализации продукции (работ, услуг, отходов производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, такая реализация должна осуществляться по государственным ценам.

Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 03.12.91 г. № 297 «О мерах по либерализации цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству РФ было поручение определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий монополистов.

Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только ролью цены в системе финансового механизма страны, но и тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время наиболее результативном направлении – на либерализации цен. Реформаторы полагали, что либерализация цен позволит им выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит установление правильных рыночных пропорций между ценами и вызовет незначительное увеличение их масштаба. В реальности все произошло прямо противоположным образом. Масштаб цен стал расти стремительно. Ценовые пропорции, хотя и приобрели значительные изменения, не стали равновесными. Одни диспропорции лишь заменялись другими, происходило раскручивание инфляционной спирали.

28.02.95 г. был принят Указ Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в котором была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства РФ.

В п. 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении – в виде штрафа в двойном размере.

Во исполнение данного Указа, Правительство издало одноименное постановление от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Постановлением Правительства РФ № 239 был утвержден перечень товаров и услуг, на которые распространялось государственное регулирование цен (электроэнергия, газ, нефтепродукты, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на проезд в общественном транспорте и др.), предельный размер тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики был значительно сокращен.

В настоящее время расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

Права органов исполнительной власти субъектов Федерации в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Закон «Об основах ценообразования в Алтайском крае», который был принят Алтайским краевым Законодательным Собранием 4 марта 1996г. с последующей редакцией от 06. 07. 2000 г. № 35 – ЗС, определил правовые основы системы ценообразования, цели и задачи ценообразования, соблюдение государственной дисциплины цен.

В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:

— ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, устранение диспропорций цен на отдельные виды товаров и услуг;

— согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;

— обеспечение экономической безопасности страны;

— защита отечественного товаропроизводителя;

— защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

— создание условий для нормальной конкуренции;

— государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;

— субсидирование производств, находящихся под контролем государства, (в первую очередь сельскохозяйственное производство).

Управление процессами ценообразования осуществляется Правительством России с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий путем прямого или косвенного воздействия на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, установление регулируемых или фиксированных цен, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня или уровня рентабельности, ограничением снабженческо-сбытовых или торговых надбавок на отдельные виды товаров и услуг, установлением нормативов для определения цен, декларированием цен, а также другими аналогичными методами.

К косвенным мерам можно отнести систему льгот при налогообложении, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие мероприятия, влияющие на спрос и предложение товаров.

Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает:

— государственные закупки товаров;

— деблокирование запасов;

— поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

— расширение импорта;

— кредитную политику;

— налоговую политику;

— политику в области рабочей силы.

Воздействие на спрос:

— пропагандистские компании;

— политика оплаты труда и налогообложение;

— пенсионная политика.

Косвенное воздействие государства на цену реализуется через кредитно – финансовый механизм путем регулирования денежного обращения, учетной ставки процента, налогов, уровня минимальной заработной платы, через регулирование государственных доходов и расходов, установление норм амортизации.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: