double arrow

Инфраструктура рынка. Рынок. Экономические основы рынка

Рынок

Рынок. Экономические основы рынка

Экономические системы

Формационная (К. Маркс) Цивилизационная (современная)
Первобытно-общинный строй Традиционная система или натуральное хозяйство
Рабовладельческий строй
Феодальный строй
Капиталистическая формация Рыночная экономика
Коммунистический строй (Социализм – первая фаза коммунизма) Административно-командная система
  Смешанная система

Рынок – форма контактов между продавцом и покупателем, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Транзакция – сделка.

.

Рынок (рыночная система) – совокупность социально-экономических отношений в обществе (способ организации производства), в которой капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынок – это такая экономическая система, которая основана на колебаниях спроса и предложения, частной собственности, на средствах производства, обособленности товаропроизводителей, свободе предпринимательства и конкуренции.

Частная собственность – это юридически закреплённое право людей владеть, пользоваться, распоряжаться каким-либо объёмом экономических ресурсов как для личного потребления, так и в целях предпринимательства.


Функции рынка:

· информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

· посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

· ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

· регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

· стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

· координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Институты – это разработанные людьми, формальные и неформальные ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.

Формальные ограничения – законы, постановления, подзаконные акты.

Неформальные ограничения – хозяйственные договоры, добровольно принятые кодексы поведения.

Виды рынка:

· по экономическому назначению объектов (товарный, рынок земли, ресурсов)

· по географическому признаку (локальный, национальный, международный)

· по отраслевому признаку

Ограничения рынка:

· наличие внешних эффектов (выгода или издержки «третьих лиц», которые не участвуют в транзакции)

· неравенство доходов

· организация монополий

· цикличность рынков (кризисы)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: