Рынок
Рынок. Экономические основы рынка
Экономические системы
Формационная (К. Маркс) | Цивилизационная (современная) |
Первобытно-общинный строй | Традиционная система или натуральное хозяйство |
Рабовладельческий строй | |
Феодальный строй | |
Капиталистическая формация | Рыночная экономика |
Коммунистический строй (Социализм – первая фаза коммунизма) | Административно-командная система |
Смешанная система |
Рынок – форма контактов между продавцом и покупателем, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Транзакция – сделка.
.
Рынок (рыночная система) – совокупность социально-экономических отношений в обществе (способ организации производства), в которой капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Рынок – это такая экономическая система, которая основана на колебаниях спроса и предложения, частной собственности, на средствах производства, обособленности товаропроизводителей, свободе предпринимательства и конкуренции.
|
|
Частная собственность – это юридически закреплённое право людей владеть, пользоваться, распоряжаться каким-либо объёмом экономических ресурсов как для личного потребления, так и в целях предпринимательства.
Функции рынка:
· информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
· посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
· ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
· регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
· стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
· координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Институты – это разработанные людьми, формальные и неформальные ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.
Формальные ограничения – законы, постановления, подзаконные акты.
Неформальные ограничения – хозяйственные договоры, добровольно принятые кодексы поведения.
|
|
Виды рынка:
· по экономическому назначению объектов (товарный, рынок земли, ресурсов)
· по географическому признаку (локальный, национальный, международный)
· по отраслевому признаку
Ограничения рынка:
· наличие внешних эффектов (выгода или издержки «третьих лиц», которые не участвуют в транзакции)
· неравенство доходов
· организация монополий
· цикличность рынков (кризисы)