Тема 5. Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 22, стр. 602-629

Общая характеристика рынков факторов производства

Рынки факторов производства – это рынки, на которых спрос на ресурсы со стороны фирм взаимодействует с предложением ресурсов со стороны домашних хозяйств. Рынки ресурсов функционируют по тем же законам, что и рынки товаров потребления. Так же как и на товарных рынках, на рынках ресурсов конкуренция может носить совершенный и несовершенный характер.

Рынок ресурсов совершенной конкуренции характеризуется наличием большого числа покупателей фактора производства, незначительной долей их покупок в общем объеме предложения и невозможностью одного покупателя повлиять на цену.

Рынок ресурсов несовершенной конкуренции характеризуется наличием небольшого числа покупате­лей и возможностью с их стороны диктовать цены (крайний случай — монопсония).

Однако особенность и значение рынков ресурсов состоит в том, что цены, которые формируются на этих рынках, определяют доходы домашних хозяйств (цена ресурса для фирмы — это издержки производства, для продавца — доход).

Цены ресурсов зависят от соотношения их спроса и предложения, спрос, в свою очередь, — от предель­ной производительности ресурса, т.е. в условиях рыночной экономики действует принцип пофакторного (функционального) распределения доходов — распределения доходов в соответствии с предельной производительностью вложенных факторов производства.

Именно эта связь цен на ресурсы и доходов собственников ресурсов обусловливает то обстоятельство, что рынки ресурсов являются зоной высокой активности нерыночных сил (государства, профсоюзов, природоохранных организаций и т.п.).

Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что определяет как специфику конкретных рынков, так и форму доходов. Каждому производственному фактору вменяется свой определенный доход:

труд — > заработная плата

земля — > рента

капитал — > процент

предпринимательские способности —> прибыль

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъ­являют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Следовательно, особенностью спроса на факторы производства является то, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назна­чения.

Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. Особенности предложения на рынке факторов производства обус­ловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Рынок труда

Рынок труда — это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, которые предъявляют спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Субъекты рынка труда:

— контрагенты трудовых отношений — работники и работодатели;

— посредники между работниками и работодателями (службы занятости);

— представители органов власти;

— представители интересов работников (профсоюзы) и работодателей (союзы предпринимателей).

Основные функции рынка труда:

ü посредническая — соединение продавца и покупателя рабочей силы (труда);

ü уравновешивание спроса на труд и его предложения, формирование цены труда - заработной платы;

ü приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;

ü выявление численности безработных, видов, характера безработицы и др.

Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особен­ностей социального и социально-психологического характера, отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:

- демографическая ситуация в стране;

- численность трудоспособного населения;

- экономическая активность трудоспособного населения;

- продолжительность годового рабочего времени;

- процессы миграции;

- степень участия государства и профсоюзов в регулировании рынка труда и т.п.;

- существующая рыночная конъюнктура;

- структура экономики;

- фазы экономического цикла;

- уровень технического развития страны;

- степень монополизации рынка и др.

Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предло­жения труда, выступает то, что во многом работник сам опреде­ляет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько — отве­сти для альтернативного вида занятий и отдыха. Дилемма «работа—досуг» применительно к рынку труда полу­чила название «эффекта замещения и эффекта дохода», которую можно продемонстрировать на графике со своеобразным накло­ном полого поднимающейся кривой предложения труда (рис.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: