Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 22, стр. 602-629
Общая характеристика рынков факторов производства
Рынки факторов производства – это рынки, на которых спрос на ресурсы со стороны фирм взаимодействует с предложением ресурсов со стороны домашних хозяйств. Рынки ресурсов функционируют по тем же законам, что и рынки товаров потребления. Так же как и на товарных рынках, на рынках ресурсов конкуренция может носить совершенный и несовершенный характер.
Рынок ресурсов совершенной конкуренции характеризуется наличием большого числа покупателей фактора производства, незначительной долей их покупок в общем объеме предложения и невозможностью одного покупателя повлиять на цену.
Рынок ресурсов несовершенной конкуренции характеризуется наличием небольшого числа покупателей и возможностью с их стороны диктовать цены (крайний случай — монопсония).
Однако особенность и значение рынков ресурсов состоит в том, что цены, которые формируются на этих рынках, определяют доходы домашних хозяйств (цена ресурса для фирмы — это издержки производства, для продавца — доход).
Цены ресурсов зависят от соотношения их спроса и предложения, спрос, в свою очередь, — от предельной производительности ресурса, т.е. в условиях рыночной экономики действует принцип пофакторного (функционального) распределения доходов — распределения доходов в соответствии с предельной производительностью вложенных факторов производства.
Именно эта связь цен на ресурсы и доходов собственников ресурсов обусловливает то обстоятельство, что рынки ресурсов являются зоной высокой активности нерыночных сил (государства, профсоюзов, природоохранных организаций и т.п.).
Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что определяет как специфику конкретных рынков, так и форму доходов. Каждому производственному фактору вменяется свой определенный доход:
труд — > заработная плата
земля — > рента
капитал — > процент
предпринимательские способности —> прибыль
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Следовательно, особенностью спроса на факторы производства является то, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.
Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. Особенности предложения на рынке факторов производства обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.
Рынок труда
Рынок труда — это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, которые предъявляют спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Субъекты рынка труда:
— контрагенты трудовых отношений — работники и работодатели;
— посредники между работниками и работодателями (службы занятости);
— представители органов власти;
— представители интересов работников (профсоюзы) и работодателей (союзы предпринимателей).
Основные функции рынка труда:
ü посредническая — соединение продавца и покупателя рабочей силы (труда);
ü уравновешивание спроса на труд и его предложения, формирование цены труда - заработной платы;
ü приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
ü выявление численности безработных, видов, характера безработицы и др.
Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социального и социально-психологического характера, отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:
- демографическая ситуация в стране;
- численность трудоспособного населения;
- экономическая активность трудоспособного населения;
- продолжительность годового рабочего времени;
- процессы миграции;
- степень участия государства и профсоюзов в регулировании рынка труда и т.п.;
- существующая рыночная конъюнктура;
- структура экономики;
- фазы экономического цикла;
- уровень технического развития страны;
- степень монополизации рынка и др.
Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько — отвести для альтернативного вида занятий и отдыха. Дилемма «работа—досуг» применительно к рынку труда получила название «эффекта замещения и эффекта дохода», которую можно продемонстрировать на графике со своеобразным наклоном полого поднимающейся кривой предложения труда (рис.1).