Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизованный или дифференцированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Незначительный |
Условия вступления | Вступление блокировано | Существенные препятствия | Сравнительно легкие |
Типичные отрасли | Местные предприятия коммунального хозяйства | Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника | Пищевая, легкая промышленность розничная торговля |
1. Олигополия предполагает, что:
а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;
б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;
в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некого экономического сообщества;
г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.
|
|
2. Основателем теории олигополии признается:
а) К. Маркс;
б) В.И. Ленин;
в) В.В. Леонтьев;
г) Дж. Гэлбрейт;
д) О. Курно;
е) Дж. М. Кейнс.
3. Вы исходите из предложения, что если ваша фирма снизит цену, конкуренты понизят свои цены, но если вы повысите цену, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;
б) имеет ломаную кривую спроса;
в) ценовый лидер на олигополистическом рынке;
г) наиболее эффективная в отрасли.
4. Один из банков регулярно объявляет об изменении им процентных ставок, а другие банки устанавливают свои ставки очень близко к заявленным. Как можно охарактеризовать такую модель рынка?
5. Какие условия необходимы, чтобы картельное соглашение было эффективным для его участников?
6. Монополистически конкурентная фирма производит в краткосрочном периоде такой объем продукции, при котором издержки равны 10, предельные издержки – 5, предельный доход – 6, цена – 12. Что следует сделать фирме, если она стремится максимизировать прибыль (минимизировать убытки)?
7. Монополистическая конкуренция неэффективна по сравнению с совершенной конкуренцией, потому что:
а) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;
б) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;
в) цены на продукцию монополий слишком низки;
г) средние издержки монополизированных фирм больше, чем средние издержки совершенных конкурентов;
д) в условиях несовершенной конкуренции снижается качество продукции.
|
|
Укажите правильный ответ.
8. Точка максимальной прибыли фирмы в условиях монополистической конкуренции находится там, где:
а) предельные издержки равны предельному доходу;
б) цена равна предельному доходу;
в) цена равна предельным издержкам;
г) цена ниже предельных издержек;
д) предельные издержки минимальны.
Укажите правильный ответ.