Тема. Издержки предприятия

Любой товар при его производстве требует затрат ресурсов. Плата за эти ресурсы представляет собой издержки производства.

1. Различают явные и неявные издержки.

Явные издержки (внешние, бухгалтерские): это денежные выплаты за ресурсы, получаемые со стороны (зарплата наемных рабочих, оплата поставок сырья, материалов, арендная плата, оплата транспортных, финансовых и др. услуг и т.д.).

Неявные издержки (внутренние, вмененные) – связаны с использованием своих собственных ресурсов. Они не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности.

Экономическими издержками называется сумма явных и неявных издержек.

Деление издержек на явные и неявные позволяет сравнить эффективность различных экономических решений.

2.Издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства. Переменные издержки изменяются в зависимости от объема производства.

3.Различают общие, средние и предельные издержки.

Общие издержки связаны с выпуском всей продукции фирмы.

Общие постоянные издержки – это часть общих издержек фирмы, которая не зависит от объема производимой продукции. Пример: арендная плата, проценты по ссуде, полученной в банке,

амортизационные отчисления по износу основного капитала.

Общие переменные издержки - это часть общих издержек фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от выпуска продукции. Пример: затраты на сырье, материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату рабочих.

Средние издержки – это издержки в расчете на единицу продукции.

Средние общие издержки – общие издержки в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки – это общие постоянные издержки в расчете на единицу продукции.

Средние переменные издержки – это общие переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Предельные издержки – это прирост общих издержек, связанных с выпуском дополнительной единицы продукции.

Значение предельных издержек определяет границы прибыльного объема выпуска продукции. Необходимо, чтобы между наличными постоянными ресурсами и добавляемыми к ним переменными ресурсами было оптимальное соотношение.

Существуют различные эффекты масштаба: положительный, отрицательный, неизменный.

Положительный эффект заключается в сокращении средних издержек с увеличением масштабов производства. Отрицательный эффект заключается в увеличении общих издержек по сравнению с ростом выпуска продукции. Неизменный эффект - если рост общих издержек равен росту выпуска продукции.

Эффекты масштаба обусловливают размеры минимально эффективного размера предприятия.

Тема. Ценообразование и доход предприятия

Себестоимость продукции – это затраты на производство и реализацию продукции.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Прибыль на единицу продукции -

Основной капитал – это основные средства, или основные фоё нды, выраженные в денежном из меенрении. Основные фонды – это средства труда, которые усчаствуют в производственном процкссе, совхраняя пр этом свою натуральнаукю формуц, а их с тоимоссть переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

Классификация основных фондов:

По назначению делятс я на
производственные и непроизводственные

По натурально-вещественному признаку:

Здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудовааниее, транспортные средства, инвентарь, инструменты.

По степени участия в производственном процессе:

Пассивные – обеспечивают условия дляпииоизвосдства,

Активные – непосредственно участвуют в производстве.

Пути повыения эффективности использования основных форндов:

Повышение уровня экстенсивного и интенсивного использования обьорудования.

Повышения фондоемкостм продукции,

Увеличение съема продукции с квадратноь метра производственной площади.

Испоьльзоваание квалифицированных работников,

Обновление фондов, использование технческого прогрессе в оборудовании, совершениствование техологий.

Основные фонды постепенно переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию.

Износ основных фонджов бывает физическим и морадльным.

Показатели эфективногот использования основных производственных фонжождов:

Фондоотдача – эьто стоимость продукции, приходящейся наа 1 рубль основных производственных фондов:

Фондоемкость продукыции – это стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на единицу пробдукции:

Фондовооруженность ттружа – это с тоимость основных производственных фондов, приходящихмя на одного среднесписочного работника:

Использование дешевых заменителей, не снижающих качество продукции.

Применение новых экономичныъх материалов и прогрессивной конструкции изделоий.

Оборотные средства – это денежгыее средства предприятия, предначзначенные для образования оборотных протизводственных фондов и фондов оюращения. Оборотные производственные фонды –это предметы труда, которые единыжды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реавализации продукции.

Оборотные произщводственные фонды:

Производственные форнды,

Незавершенное производства,

Расходы будущих периаодов.

Фонды обращения:

Готовая продукция на складе,

Продукция отгрцженная, но не оплаченная.

Срвелства в расчяетах,

Денжнгые средства в качссе и на сччевтах в баанекупе.

Пути повышения эффективности использлования оборонных средства:

Недопкускать потерь материальных ресурсов,

Сокращать отходы,

Недопускать брак,

Использовать дешевые заменители,

Применять новые экономичные материалы.

Показатели эффективности использования оборотных производсмтваннных фондов.

Материалоотдаача
Ф – годовой объем произвлодства,

Мст – затраты материалов.

Материалоемкость –

Показатели оборачиваесмости

Коэффициент оборачиваемости

Р – стоимость реализованной продукции,

Оср – средний остаток оборотных средств.

Средняя продолжительность одного оборота в днях

Из Послания Президента Д.А.Медведева Федеральному собранию от 30.11.10:

Ресурсы, которые у нас ест, нужно использовать в целях моденрнизации.экономики, для создания новых конкурентнолспособных тоовааров, и услуг, миллионов новых раборчих мест, формирования спроса на инновации, развитие малого и среднего бизнеса, расширение ппроофессчиональных и социальных прспектив для людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: