Первые 3 фактора легко посчитать, последние 2 количественно посчитать очень сложно, Но в экономике применяется целый ряд методов, которые позволяют их оценить

В анализ включаем фактор времени и ожидания. Их очень сложно количественно выразить, нов экономике они являются очень важными.

Структура потребностей тоже влияет на спрос, поскольку есть абсолютно разные социальные группы: 2 большие соц группы-мужчины и женщины. потребность в разных товарах, поэтому здесь предпочтения могут быть разные. Уменьшалась цена на губную помаду, вряд ли мужчины будут приобретать этот товар в большом кол-ве, если речь не идёт о празднике 8 марта. Поэтому половозрастная структура населения имеет очень большое значение на спрос и поэтому те, кто занимается маркетингом, профессионально изучает спрос и потребности, они всегда делят всё население на разные группы, разные группы товаров для тех или иных групп населения.

Фактор ожидания. Действует по след направлениям: Ожидание тех главных факторов, от чего зависит спрос. Ожидание того, что как изменится цена. Если допустим у нас есть уверенность, что произошло затоваривание рынка белым хлебом, то в ближайшее время цена на этот хлеб должна упасть. Поэтому спрос в данный момент будет сокращаться, потому что в будущем можно купить тот же товар по более низкой цене. И наоборот. Ожиданиеэто тоже очент важный фактор, потому что в рыночной экономике нет жёсткой устойчивости, всегда есть вероятность того, что доход може измениться. Он может увеличиться или уменьшиться. Если ожидается, что доход уменьшится, то спрос падает, если предполагаем, что доход будет увеличиваться, то спрос возрастает.

Предпочтение потребителей Чем больше доход, тем больше спрос.

Фактор- фактор цены на данный товар.

2 фактор-фактор цены на другие товары (все товары можно разделить на 2 группы: сопутствующие товары и товары заменители. Если цена на товары заменители растёт, то спрос на данный товар повышается. Если цена на товары заменители падает, то спрос понижается. Есть еще сопутствующие товары, например, автомобиль - шины. Автомобиль-бензин. Здесь другая немного зависимость. Если цена на сопуствующие товары растёт, то спрос падает. Если цена на сопутствующие товары падает, то спрос возрастает.

3 фактор-фактор дохода (спрос –это не просто потребность, это платежеспособная потребность, потребность обеспечемая деньгами)

Но если если это общая закономерность, то зависимость спроса от цены. Бывает, что из этого правила есть свои исключения. Для ряда товаров спрос может носить и такой вид(табл внизу). Как бы ни росла цена, спросы будут всё время увеличиваться. Это приемлемо для тех

 
 


Точка насыщения. Как бы ни снижалась цена кол-во остаётся одним и тем же.

Мы не можем съесть соли больше, чем мы съедаем вообще, например.

Они ограничены в потребление так же как и продукты. Их невозможно

бесконечно кушать.

К Престижным относятся: допустим, если человек отностится к соц группе, где можно ездить только на фнрари или мозерати, то как-бы ни повышалась цена, она не имеет значения. На такие товары обычно часто повышаются цены, поскольку люди определённого класса вс равно будут покупать данного вида товары. Когда всё это залёживается, начинается распродажа.

Мы рассмотрели действия отдельных факторов.

Если мы одновременно рассматриваем действия всех этих факторов.

Точно также цены и на товары заменитела, когда мы рассматриваем один фактор вниз или вверх. Когда рассматриваем одновременные действия всех этих факторов, то происходит увеличение совокупного объёма спроса. Либо перемещается в положение D1 либо может переместится в положение D2. Что означает движение из положения D в положение D1? – увеличение совокупного спроса.

Кривая спроса перемещается из положения Д в положение Д1 при:

1 Когда цена на товары падает

2 когда цена на тов заменители растёт

3 когда цена на сопутствующие товары падает

4 когда цены растут

5 когда ожидается возрастание дохода (мы можем тратить деньги не задумываясь о цене)

Когда у нас кривая спроса перемещается в положение D2:

1 когда цена растёт

2 когда цена на сопутствующие товары растёт

3 когда цена на товарозаменители падает

4 когда доход падает

5 когда ожидается в будущем увеличение цен

Здесь имеет место такое понятие как эластичность спроса.

Эластичность -это реагирование изменение спроса на изменение цены. Эластичность бывает по цене и эластичность бывает по доходу. Чаще всего используется ценовая эластичность, реже –по доходу.

Общей закономерностью является какое реагирование спроса на изменение цены? – уменьшается цена – спрос повысился и наоборот. Мы смотрим как соотносятся эти 2 изменения.

Эластичность спроса определяется отношением:

Причём дельта Ку и Дельта П берутся по абсолютной величине и выражены в процентах. Чтобы определить Дельта Ку например для нашей ситуации, дельта ку и дельта П-изменение в процентах. Скажем такая ситуация, у нас была цена Р1 она уменьшилась до Р2, соответственно объём у нас возрос Q1 до Q2. Как нам определить числитель дельта Ку, процент увеличения числа? Если бы у нас просто был процент увеличения числа, то мы просто от Ку2 отняли Ку1, а процент мы должны посчитать следующим образом:

Берётся всё это еще по модуля, потому что допустим, цена изменилась. Скажем Изначальный вариант было Ку 2, потом у на увеличилась и стала Ку по сути у нас получится отрицательное число, это не важно, важна сама эластичность, то каким образом изменение спроса реагирует на изменение цены.

Для того, чтобы посчитать этот процент прироста, для этого у нас есть базовая величина и новое положение. Скажем, было Ку1 стало Ку2. Для того, чтобы определить процент этого увиличения, мы должны исходить от того, что стало вычесть то, что было и отнести их к тому, что было. Тогда мы посчитаем процентную величину числа.

Более сложная формула:

Таким образом мы определяем эластичность, она может быть как больше 1, так и меньше 1.

Когда Эластичность (Эр)>=1 –спрос называется эластичным

Когда Эр<1 он спрос будет не эластичным.

Это цифровое значение, а смысловое значение, здесь следующие:

Представим, что данная дробь больше 1 – это значит, что числитель больше, знаменатель меньше. В реальной жизни это означает, что спрос изменился больше чем цена. Когда говорят спрос эластичный это означает, что даже небольшое изменение цены вызвало существенно большее изменение спроса. Поэтому в таком случае дробь будет больше единицы. Всегда по модулю, потому что, если мы даже чуть-чуть увеличили цену, а спрос резко сократился – такой спрос будет эластичным.

Эластичность может быть и в сторону уменьшения и в сторону увеличения.

Спрос называется эластичным, когда небольшое измененрие цены вызывает значительно большее изменение спроса. Это означает что данная дробь будет >1.

И спрос явл неэластичным-большое изменение цены вызывает значительно меньше изменения спроса&. (<1)

Это очень важно поскольку при помощи этого можно рассмотреть поведение производителей на разных типах рынка. Там эластичность может иметь очень большое значение. Там где велика эластичность, этим многие предприниматели могут очень хорошо пользоваться и развивать свою модель инвестирования.

Есть еще понятие абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичны спрос.

1 – абсолютно эластичный спрос

2- абсолютно неэластичный спрос

С точки зрения формулы, в 1 цена неменяется и задана, спрос может увеличиваться до бесконечности. В основном это характерно для рынков однородных товаров. Сейчас очень сложно выявить такие рынки

Во втором, абсолютно неэластично, значит как бы мы не уменьшали цену: мы можем ее увеличивать, мы можем ее уменьшать, спрос как и был таким и остаётся, он не меняется. У товаров, у которых существует точка насыщенрия.

У большинства товаров спрос проявляется в большей или меньшей степени, потому что такой фактор как цена очень существенно влияет на величину спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: