Учет изменения уровня цен

При расчете макроэкономических показателей и сопоставлении их за разные временные периоды необходимо учитывать изменение уровня цен. Для учета этого фактора применяется такой экономико-статистический инструмент как индекс цен.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) представляет собой измеритель соотношения между совокупной ценой отдельного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров (рыночной корзины) в базовом году.

В виде формулы это выглядит так:

цена рыночной корзины в данном году

Индекс цен = ------------------------------------------------ * 100%

Цена аналогичной рыночной корзины

в базовом году

В отечественной статистике рассчитывается индекс цен по различным наборам товаров:

· по минимальному набору из 19 видов потребительских товаров;

· индекс потребительских цен (в расчет включается приблизительно 300 потребительских товаров);

· индекс цен ВНП (дефлятор ВНП). Набор для его расчета включает в себя не только потребительские, но и инвестиционные товары.

Индекс цен ВНП или дефлятор ВНП представляет собой индекс цен, применяемый для корректировки номинального ВНП с учетом инфляции или дефляции и полученный на основе реального ВНП.

Номинальный ВНП - это измеритель объема продукции в данном году, выраженный в ценах, которые преобладали в данном году.

Реальный ВНП измеряет объем продукции в данном году, выраженный в ценах, которые преобладали в некоем базовом году, Поскольку в данном случае реальный ВНП скорректирован с учетом измерения уровня цен, с помощью этого показателя можно измерить уровень производственной активности.

Рассмотрим три основных различия между дефлятором ВНП и индексом потребительских цен:

Дефлятор ВНП отражает цены всех произведенных товаров и услуг, в то время как в индексе потребительских цен учитываются только цены товаров и услуг, приобретаемых потребителями;

Дефлятор ВНП учитывает только товары, произведенные национальной экономикой. Товары импортируемые из-за рубежа не учитываются в ВНП и не отражаются в дефляторе ВНП;

ПРИМЕР: увеличение цены «Тайоты», собранной в Японии и проданной в России, отразиться в индексе потребительских цен, поскольку она приобретается российскими потребителями, но не найдет отражения в дефляторе ВНП.

Наиболее существенное различие состоит в способах агрегирования различных цен. При расчете индекса потребительских цен цены различных товаров имеют постоянные веса, в то время как при расчете ВНП применяются переменные веса. Иными словами индекс потребительских цен рассчитывается для неизменного набора товаров, в дефляторе же предполагается изменение набора товаров в соответствии с изменением набора товаров в составе ВНП.

ПРИМЕР: покажем, к чему приводят различные подходы к агрегированию. Допустим, что вследствие заморозков урожай апельсинов упал до 0. Цена оставшихся апельсинов очень выросла. Поскольку апельсины больше не входят в состав ВНП, дефлятор ВНП не изменится. Но так, как индекс потребительских цен рассчитывается на основе неизмененного набора товаров, в который входят апельсины, увеличение цен на апельсины вызовет значительное увеличение индекса потребительских цен.

Индекс, рассчитываемый для неизменного набора товаров, называется индексом Лайспейраса (так рассчитывается ИПЦ). Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора – это индекс Пааше.

В экономической теории рассматривались преимущества каждого из этих индексов, но явное преимущество не было отдано ни одному из них.

ИПЦ (индекс Ласпейраса для неизменного набора товаров) == pL

Индекс ВНП (дефлятор или инфлятор ВНП рассчитывается по формуле Пааше – набор товаров меняется)

Индекс ВНП = = pp

ИПЦ несколько занижает реальный индекс цен, индекс ВНП – завышает. Несколько сглаживает эти тенденции индекс Фишера

PF=

Исследование макроэкономических показателей дает возможность подойти к решению проблемы о соотношении доходов и потребления. По мнению Д.М.Кейнса предельная склонность к потреблению (под ней понимается доля прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление) повышается по мере роста доходов, но более медленно чем сам доход. Д.М. Кейнс назвал эту связь между V(доходом) и C (потреблением) основным психологическим законом.

Доля С в V помимо величины дохода определяется привычками, традициями, психологическими склонностями. По мере роста дохода возникает и увеличивается его сберегаемая часть

Y
(V – C = S – сбережения).

Согласно концепции Фридмана прямой связи между ростом дохода и его потреблением нет. Жизненный стандарт семьи традиционный и сохраняется, несмотря на колебания дохода (за исключением случаев очень резкого сокращения дохода).

Франко Модильяни (лауреат Нобелевской премии 1986 года) связал измерения жизненного стандарта с жизненным циклом членов семьи и его фазами (молодость, зрелость, старость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: