Государственные рычаги, позволяющие регулировать внешнеторговые отношения.
Выделяются 4 внешнеэкономических стратегии государства.
Цели экспортно-импортных операций.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Теория международной торговли основана на концентрации сравнительных преимуществ, сформулированной Д. Рекардо. Страна А обладает абсолютным преимуществом по отношению к стране В в производстве какого-либо товара, если она производит этот товар с меньшими затратами ресурсов. Но товарооборот между странами может быть выгодным, если есть не абсолютное, а сравнительное преимущество. Страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если она способна производить этот товар с меньшими альтернативными или сравнительными издержками, чем ее потенциальный товарный партнер
Возможные цели экспорта.
1. Расширение производства и увеличение прибыли за счет захвата новых рынков.
2. Поднятие или поддерживание технико-экономического уровня производства под «прессом» международной конкуренции.
3. Достижение экономии на масштабах производства.
4. Увеличение валютных ресурсов предприятий и государства.
Возможные цели импорта.
1. Модернизация и расширение производственного аппарата предпринимателя.
2. Достижение экономии на замене оборудования и сырья более эффективными зарубежными аналогами.
3. Расширение производства и увеличение прибыли за счет захвата внутренних рынков.
4. Обогащение ассортимента внутреннего потребительского рынка.
1. Стратегия изоляции - она исключает государство из межхозяйственных связей - экономически не оправдана.
2. Стратегия протекционизма - стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно эта стратегия сопровождается стимулированием экспортных операций Последствия этой политики:
а) дает возможность местным фирмам встать на ноги;
б) консервация технологий устаревшего производства.
3. Стратегия свободной торговли - фритредерство - теория сокращения ограничений во внешней торговле - обычно проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке - им не нужны ограничения.
4. Стратегия наполнения дефицитного рынка - протекционизм наоборот - применяется тогда, когда есть большой дефицитный национальный рынок.
Все эти стратегии могут быть мягкими и жесткими.
Тарифные ограничения связаны с установлением высоких ставок таможенных пошлин, как для вывоза товаров (ограничения экспорта) так и для ввоза товаров (ограничение импорта).
В настоящее время падает роль тарифных ограничений и возрастает роль нетарифных.