Тема №3. Рынок. Основы теории спроса и предложения

Рынок. Основы теории спроса и предложения.

1. Рынок как система экономических отношений между производителями и потребителями.

2. Теория предельной полезности.

3. Цена, спрос и предложение. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Поведение потребителей.

Условия возникновения рыночных отношений.

1. ОРТ – общественное разделение труда:

- внутри предприятий

- между предприятиями

- между отраслями

- территориальное разделение труда

- международное разделение труда

Разделение труда порождает специализацию, а специализация – кооперацию.

2. Частная собственность.

Если бы все было общим, то не было бы рыночных отношений (НТР, общины).

3. Обмен экономических благ.

Если излишки производимой продукции не подлежат обмену или продаже, а предназначены только для совместного потребления, развитие рынка невозможно.

Рынок – экономический механизм, сводящий вместе продавца и покупателя и действующий на основе безличностных ценовых сигналов.

Классификация рынков.

1. По характеру конкуренции

- совершенный

- несовершенный

2. По видам деятельности

- рынок товаров

- рынок труда

- рынок денег

- рынок ценных бумаг

3. По объектам продажи

- потребительских товаров и услуг

- земли

- недвижимости

- произведений искусства

- труда

4. По характеру продаж

- оптовый

- розничный

- госзакупок

5. По пространственному признаку

- местный

- региональный

- национальный

- мировой

Субъекты рынка.

1. Домохозяйства

В виде индивида, семьи и т.д. домохозяйства потребляют товары и услуги и поставляют на рынок факторы производства.

2. Бизнес/ фирма

Фирма – деловое предприятие, созданное с целью получения дохода (ИП, товарищество, АО).

3. Правительство

Различные бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики (ГРЭ).

Функции современного рынка.

1. Посредническая

2. Ценообразующая

3. Информирующая

4. Регулирующая

5. Стимулирующая

6. Оздоравливающая

Элементы рыночного механизма

- цена, которая свободно складывается на рынке

- спрос и предложение

- конкуренция

· ценовая (снижение цен, скидки)

· неценовая (особое оформление, качество).

Преимущества рынка

· Стимулирует рост производства

· Структура хозяйства соответствует запросам потребителя

· Приоритет отдан не производителю, а потребителю

· Самоорганизующаяся система

2.Теория предельной полезности.

Товар - это экономическое благо, произведенное для продажи (не каждое благо является товаром).

Он проходит 4 стадии

распределение обмен

производство потребление

Благо имеет две ценности:

Потребительская ценность блага – удовлетворять ту или иную потребность.

Меновая ценность блага – количественное отношение, в котором одно благо меняется на другое.

Классики считают, что в основе обмена лежит количество труда, затраченного на их производства.

Маржиналисты: потребитель соизмеряет полезность. Ценность блага является субъективной. Она связана со свойством редкости блага и величины его запаса.

(У классиков стоимость – величина объективная, а не субъективная).

Ценность блага определяется полезность последнего или предельного имеющегося экземпляра блага.

Общая полезность TU – удовлетворение от всего потребления всего имеющегося количества блага.

Предельная полезность MU – прирост общей полезности вследствие увеличения потребления на 1 единицу или полезность последней имеющейся единицы блага.

По мере насыщения потребностей каким-либо благом степень полезности каждой последующей единицы блага убывает.

Закон убывающей предельной полезности.

Потребитель приобретает еще одну единицу блага только при условии снижения цены на нее.

Предложение труда отдельного индивида.

Кривая предложения труда отдельного человека.

(Почему все предприниматели переносят производство в Китай?)

Мы видим, что при низкой зарплате функция возрастает - здесь преобладает эффект замещения отдыха трудом. (Например, парикмахеры без выходных, продавцы 2 дня 2 дня, медсестры, преподаватели - несколько ставок)

Однако, при зарплате выше W1 работник предпочитает сократить свой рабочий день, чтобы иметь больше свободного времени.

В отраслевом уровне кривая предложения будет стремится вверх.

т. E - полная занятость при зарплате WE

Что является равновесной ценой? - зарплата

В каких отраслях низкие зарплаты и наблюдается нехватка рабочих мест? (медработники, медсестры, санитарки, воспитатели)

"Белые" воротнички - клерки, медицина, образование

"Голубые" - производство, строительство

Монопсония - один покупатель рабочей силы на рынке; наниматель обладает монополистической властью при найме рабочей силы.

(рынок труда офицеров, больница в небольшом городке, крупное градообразующее промпроизводство)

На чем основаны различия в уровне зарплаты.

1. Разная производительность труда

2.от компенсирующих различий (от престижности, тяжести, опасности)

3.от неконкурентных факторов

- установленная государством минимальная зарплата

- степень социализации зарплаты

На рынке существуют профсоюзы

миграционные барьеры, ограничивающие предложение труда

обязательный уход на пенсию

Цена, спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях современной конкуренции.

1. На рынке множество продавцов и покупателей

2. Вход на рынок свободный

3. Ни продавцы, ни покупатели не могут воздействовать на цену

4. Продукция стандартизирована

Спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуги.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести в данное время, и при данных условиях.

Величина спроса – движение вдоль кривой спроса (зависит только от цены)

Изменение спроса – сдвиг всей кривой спроса (зависит от неценовых факторов)

Сдвиг вправо – увеличение спроса

Сдвиг влево – уменьшение спроса

Закон спроса: <- после кривой

С ростом цены (при прочих равных условиях) количество товаров, которое способен купить потребитель, сокращается и наоборот.
(обратная зависимость между ценой и спросом)

Неценовые факторы спроса: те факторы, которые сдвигают кривую спроса.

Q = f (Z, R, P1, P2, E, N, K)

1. Вкусы потребителей (Z)(появление ЖК мониторов привело к снижению спроса на ЭЛТ мониторы)

2. Доход (R) (семья может покупать больше фруктов с ростом доходов)

3. Изменение цен на сопряженные товары (P1, P2) Есть товары взаимозаменяемые: масло-маргарин, шубы –пуховики, флешкf-переносной HDD (субституты), если цена растет на товар субститут, то растет и спрос на основной товар – зависимость прямая.
Рост цен на авиабилеты приведет к росту спроса на Ж/Д билеты.
Товары взаимодополняющие (комплементы)
Если цена растет
рост натовар комплемент приведет к сокращению спроса на основной товар.
(зависимость обратная) молоток – гвозди, мячик – ракетка, моб. телефон – гарнитура.
Например снижение цен на принтеры привело к росту спроса на высококачественную бумагу.

4. Ожидания потребителей (Е) относительно будущих цен, доходов и доступности товаров.
Например стало известно, что цены на сахар поднимутся,
Что произойдет со спросом?
Почему рос курс $ в кризис?
Предполагали ли вы, что упадут цены на недвижимость?
Если вы ожидаете 1 доход в будущем -> спрос ↑ инф. ожидания.

5. Объективные внешние условия (N)

6. Условия кредитования (K)
ставка по ипотеке – 20% И что? Ужесточились требования к заемщикам. Что будет со спросом? Бум кредитования в 2007-2008 гг. все взяли автокредиты и т.д.

Действие закона спроса может быть объяснено 2мя эффектами

1. Эффект дохода – ниже цена, больше остается денег, возникает экономия, растет спрос

2. Эффект замещения – ниже цена, дорогие товары замещаются дешевыми, т.е. растет спрос на товары с низкой ценой (будем пок-ть бананы с низкой ценой, а не яблоки)

Закон спроса не действует при действии парадокса Гиффена:
Рост цен вызывает рост спроса на этот товар.
В Ирландии в сер. XIX в рост цен на картофель вызвал рост спроса на него во время голода.

1. Доля расходов на картофель велика

2. Рост цен на худшие товары (картофель) вызвал уменьшение реального дохода, что привело к сокращению покупок других товаров, и к большому спросу на картофель
(что бы выжить и не умереть с голоду)
20 руб. 2 кг яблок – 10 руб.
бананы 10 стали 5 пришли – 5 руб.
доход – 2 кг бананов + 1 кг яблок

Предложение – все товары и услуги, представленные к продаже.
Qs=a+b*p

Величина предложения зависит только 1го фактора (от цены). Движение вдоль кривой предложения.
Когда меняется предложение происходит сдвиг кривой, вправо или влево
вправо – увеличение предложения
влево – уменьшение предложения

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения (при прочих равных условиях). Зависимость между P и Qs прямая.

Неценовые факторы предложения

Qs= f (C, T, P1, P2,…,E, N)
С – издержки производства: цена↑ - предложение↓
- изменение цен на ресурсы цена↓ - пердложение↑
- изменение технологий технология совершенствуется - S↑

Т – налоги изменение налогов и субсидий налоги↓ - S↓
Pn – изменение цен на другие товары
рост цен на экономически чистую продажу - ↓S на «Химию»

E – ожидания производителей прим

N – объективные внешние условия. Фактор времени.

Рыночное равновесие

В точке Е максимальная цена, по которой потребители готовы купить товар, и минимальной ценой, по которой производители готовы его продать.
Аренда помещения 1000-1500 руб., сейчас 500-1000 изменилась.
Такая ситуация с квартирами, гаражами. Был спрос были высокие цены. А сейчас никто не берет – цены снижаются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: