Типы рыночных структур по состоянию конкуренции

Основные типы рыночных структур

1) Типы рыночных структур по состоянию конкуренции.

2) Сущность монополий.

3) Олигополия и монополистическая конкуренция.

4) Антимонопольная политика государства.

Монополистическая

Конкуренция Олигополия


Совершенная конкуренция Монополия

Несовершенная конкуренция

1. Рынок современной конкуренции(научная абстракция) характеризуется:

1) Число продавцов на рынке не ограничено. Никто из продавцов не занимает долю рынка> 1%.Отсутствие сговора между продавцом и покупателем.

2) Продукция данного рынка не дифференцирована или однородна (покупателям безразлично, у какого производителя её покупать). Неценовая конкуренция переводчиков отсутствует, только снижение цены повысит спрос.

3) Отсутствие барьеров для вхождения в отрасль (Не требуются патенты или лицензии, не требуется большой первоначальный капитал, государственное вмешательство, в виде субсидий, налогов, кватир-я министерство).

4) Информация о ценах, технологиях, состоянии рынка доступна.

5) Отсутствие власти над ценой. Цена складывается стихийно. На рынке совершенной конкуренции продавец принимает цену рынка.

P

P1 S

Q

6) Прибыль может расти только за счёт увеличения количества продаваемой продукции.

2. Сущность монополий.

Чистая монополия – одна фирма, которая представляет собой целую отрасль.

P S PMC

D

Q

QQ MR

1) Продукция монополии уникальна и не имеет близких заменителей.

2) Существуют барьеры входа на рынок.

а) Владение ключевым ресурсом.

б) Правительство предоставляет исключительное право на производство некоторой продукции (административная или искусственная монополия).

-патенты и лицензия (на 17 лет)

- авторское право на книгу(на 50 лет)

в) Естественная монополия

РЖД, Газпром, линии электропередач, нефтепровод

Чем больше объем выпуска, тем меньше средние издержки на 1 продукции.

Естественная монополия выгодна обществу, поскольку максимальная эффективность производства достигается, когда на рынке единственный производитель. Срабатывает положительная эффективность масштаба.

Какова была бы стоимость на рынке железнодорожного билета, если бы было несколько компаний? Проложено несколько рельсов и стоимость билета была бы разделена на 1/5-1/10 часть пассажиров.

3.Показатель монопольной власти (индекс Лернера).

L=(P-MC)/Р,где Р- цена, МС- предельные издержки.

0<L<1

L-показывает степен влияния фирмы на рыночные цены. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Последствия монополии

1) Нерациональное использование ресурсов.

2) Монополия ограничивает объем выпуска(недопроизводство товара)

3) Влияет на научно-технический прогресс.

4) Усиливает неравенство в распределении доходов.

Олигополия

Несколько фирм, недостаточно конкурирующих между собой (до 10 предприятий).

Олигополия бывает 2-х типов:

1) С однородной продукцией (недифференцированной).(Нефть,сталь).

2) С дифференцированной продукцией (Автомобили,самолёты).

Существуют барьеры:

1) Огромные финансовые ресурсы.

2) Недостаток информации (о прибыли).

3) Высокая степень власти над ценой, но ниже, чем у монополии.

Власть над ценой измеряется с помощью индекса Герфинделя

H=S12+ S22+Sn2,S- доля рынка фирмы

1фирма Н= 1002=1000-100 %

2 фирмы Дуополия Н=502+502=5000

В условиях совершенной конкуренции Н=100

4 Поведение олигополии

Олигополия осуществляет координацию действий. Самая известная в мире олигополия ОРЕС(страны - добытчики нефти).Эта организация является картелем. Картель- это объединение фирм, согласующих свои действия по двум показателям: цены и объем производства.(Сговор)

На семинар: ОРЕС контролирует добычу и цены. Картель ОРЕС в 1974г.

1972г- 2,6$ за баррель 2006-80$

1974г- 11$ 2008-> 100$

2004 – 50$ тактика- следование за лидером Сговор преследуется законом. В США до 70% фирм- олигополии.

5 Монополистическая конкуренция.

Наиболее распространенная модель рыночной структуры. Смесь монополии и конкуренции. (Одежда, обувь, стиральный порошок, кафе)

1) Продукция дифференцирована - это маленькая монополия. Чтобы завысить цену, надо, чтобы продукция чем-то отличалась, т.е. была дифференцирована).Например, кафе отличаются интерьером, и чем меньше характеристик, по которым можно сравнить, тем больше можно назначить цену.

2) Незначительная эффективность масштаба.

3) Отсутствие барьеров.

4) Информация открыта.

Антимонопольная политика государства.

Реакция правительства на проблемы монополии.

В какой стране сформировалась монополия? Первые антимонопольные законы возникли в США и Канаде.

В конце XIX в. – закон Шермана.

1) Государство борется не против крупных корпораций, а против последствий захвата рынка.

2) Государство предотвращает антиконкурентные слияния фирм.

В России это организация ФАС (федеральная антимонопольная служба).

Слияние в России запрещено, если контролирует более 30% рынка. Может быть принудительное разделение.

3) Запрещается образование картелей и сговоров о ценах.

Запрещается раздел рынка между фирмами.

Доминирующей считается фирма, которая захватила 65% продукции отрасли.

ФАС может оштрафовать монополиста. В настоящее время от 2 до 9% от общей выручки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: