Тема 8. Построение дерева целей решения проблемы

В процессе системного анализа формируется целая система его целей, принимающая вид «дерева целей». Суть и главный принцип построения дерева целей – координация и субординация (отношения соподчинения) всех контролируемых целей данного исследования и их зависимость от основной его цели. Дерево целей дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса, его направленности и ожидаемых результатах.

Построение дерева целей на примере организации

Актуальность системного анализа для данной организации Цель - изучение закономерностей, построение и формирование систем, методов их анализа применение изученных закономерностей для построения оптимальных структур организации. Основное в системном анализе это найти методы решения, для найденной проблемы, что актуально для данного предприятия. Проблема – возможная цель для которой ещё не найдены пути её достижения или не представляется возможным выделить ресурсы для её решения. Цель –желаемый результат деятельности системы достижимый в пределах некоторого интервала времени Элемент – предел деления системы с точки зрения аспекта рассмотрения или решения поставленной задачи. Подсистема – это относительно независимая часть системы, выполняющая задачи в рамках общей цели системы, сохраняющая основные свойства системы, так же допускающая разложение на составные части. Компоненты – это совокупность однородных элементов системы (выборка по определённому признаку). Внешняя среда – это совокупность всех объектов изменение свойств, которых влияет на системы и/или тех объектов, чьи свойства меняются в результате изменения системы. Анализ проблем Обнаружение проблем Вот уже на протяжении нескольких лет работы ОРГАНИЗАЦИЯ находится на пике истощения трудовых ресурсов, персонал, работающий на предприятии в большинстве своём люди в возрасте, которым трудно приспособиться к новым изменениям внешней среды. Соответственно руководство предприятием ведётся в старом ретроградном стиле. Руководство отвергает введение всех актуальных новшеств производственного процесса, работы с персоналом и с клиентами. Точная формулировка проблемы Одной из главных проблем рассматриваемого предприятия является наличие большого количества персонала пожилого возраста, не желающего саморазвиваться и самосовершенствоваться, что тормозит развитие самого предприятия в целом. Анализ логической структуры проблемы Проблема достаточно обширная, так как охватывает всё предприятие, поскольку напрямую связана с принятием управленческих решений. Анализ развития проблемы в прошлом и будущем времени В прошлые годы эта проблема не стояла так остро, в силу возрастного фактора. Но время не стоит на месте. С каждым днём рабочий график становиться всё более напряжённым, и работа для пожилого человека становиться не только эмоционально тяжёлой (как например для более молодых рабочих кадров), но и физически. Если не принять меры сегодня то завтра, предприятие может столкнуться с тем что, не сможет найти для себя профессионально квалифицированный персонал, поскольку нынешнем профессионалам некого подготавливать и передавать опыт. А так же в силу отсутствия «свежей крови» предприятие не будет развиваться и не сможет гибко реагировать на изменение внешней среды. Определение внешних связей с другими проблемами Повторимся, что проблема «старения» рабочих кадров главная для предприятия, поскольку из неё вытекаю остальные. Второстепенной и тесно связанной с первой проблемой является отвержение нововведений на данной фирме в менеджерской и маркетинговой деятельности. Что ведёт за собой элементарную потерю спроса на продукцию, и соответственно прибыли. Одной из проблем является не соблюдение сроков заданной работы, поскольку пожилые люди чаще болеют, чаще берут больничные листы, поэтому не всегда укладываются в сроки. Следствием этого является усиление нагрузок на более трудоспособный персонал. Так же в коллективе существует конфликт поколений, так как пожилых людей больше количественно, они чувствуют своё превосходство и требуют к себе большего внимания, преимуществ, что в свою очередь не очень нравиться молодому персоналу, работающему «за двоих». Выявление принципиальной разрешимости проблемы Проблема разрешима несколькими способами, которые так же могут использоваться в комплексе. Во-первых, это смена руководителей высшего звена, назначение на их должность более квалифицированных менеджеров. Во- вторых, нужно нанять молодых работников, которые в дальнейшем смогут заменить персонал, который уже достиг пенсионного возраста. А так же уволить работников по причине ухода на пенсию, тех кто уже достиг пенсионного возраста. Так же возможно оставить пожилых работников в качестве консультантов, или работающих на полставки. Далее нужно расширить самые перспективные отделы такие как: отдел маркетинга, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел сбыта и продажи продукции. Так же не лишним было бы прописать все права и обязанности каждого рабочего, чтобы в дальнейшем можно было чётко выяснить, по чьей вине работа не была выполнена в срок, это бы дисциплинировало работников. Определения объекта В качестве системы изучается целое предприятие. Поскольку проблема персонала присутствует во всех отделах, то проблема оказывает влияние на всё предприятие. Целью функционирования данного издательства является выпуск периодический и учебных пособий Издательство функционирует за счёт своих средств, соответственно главной целью функционирования является получение прибыли. Выделение элементов Элементами, касающиеся конкретной проблемы, в данной системе являются: - Руководитель предприятия (он же является Главным редактором)- главная функция которого принимать главные управленческие решения по различным вопросам. Решение о найме и увольнении персонала. Привлечение авторов для написание статей, пособий и учебников, выпускаемых издательством, и их редактирование. - Главный бухгалтер предприятия – Основной функцией данного работника является: ведение бухгалтерского учёта на предприятии, распределение средств, выплата заработной платы - Работники бухгалтерии – осуществляют бумажную и учётную работы по ведению бухгалтерии - Заведующий хозяйственной частью предприятия – распределяет материальные запасы по отделам - Наборщики – осуществляют набор текстов на компьютере - Верстальщики – осуществляют компьютерную вёрстку - Работники отдела компьютерного обеспечения - обеспечивают работу офисной техники на предприятии. - Охранники – обеспечивают безопасность на предприятии Эти элементы выделены с точки зрения поставленной нами проблемы на данном предприятии. Определение подсистем Подсистемами на данном предприятии будут являться отделы работающие самостоятельно, но для достижения одной цели – выпуска продукции: - Руководство предприятием - Отдел вёрстки и печати - Отдел сбыта и продажи продукции - Отдел маркетинга - Бухгалтерия - Финансовый отдел - Отдел компьютерного обеспечения - Хозяйственный отдел - Отдел кадров - Отдел курьерской доставки Определение влияния внешней среды Влияние внешней среды очень велико для данной системы. Основное влияние, оказываемое на предприятие, исходит со стороны правовых, политических, экономических, социальных, и других факторов. Специфическое влияние исходит со стороны Министерства Финансов РФ, так как у издательства профилирующее направление – «Бухгалтерский учёт и аудит». 6. Иллюстрации Построение дерево-целей Для построения дерева-целей мы будем использовать метод декомпозиции.Дерево-целей демонстрирует какими способами можно разрешить найденнуюпроблему. Проектирование организации для достижения целей Для выполнения заданной цели предприятию нужно: - Нанять на руководящие должности квалифицированных управленцев - Организовать практику на предприятии для студентов профильных ВУЗов, с последующим наймом лучших практикантов на работу - Принудительные увольнения сотрудников достигших пенсионного возраста - Сокращение трудовой нагрузки и ответственности у работников пожилого возраста, путём перевода их в должность консультантов или перевода на неполный рабочий день. Данные меры позволят снизить количество пожилых сотрудников на предприятии;повышение трудоспособности на предприятии; выполнение работ в поставленные сроки; повышение качества товара; снижение конфликтов в коллективе;уменьшение расходов на «лишних» сотрудников. В общем и целом эти меры ведут к увеличению прибыли предприятия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: