Информационно-поисковая работа
Информационное обеспечение работы над программой исследования заключает в себе совокупность действий по поиску, сбору и анализу литертауры и типовых методик по проблеме
1. Определение информационной базы и потенциальных источников информации
- статистика
- справочные и реферативные источники
- библиография (каталоги, книги)
- банки данных
- конференции
- хозрасчетные и коммерческие услуги
2. Выбор методов получения искомой информации из отобраннго круга источников (анализ статистики, документов, опрос)
3. Ознакомление с уже имеющимися решениями аналогичных проблем
4. Изучение опыта коллег на предмет адаптации к конкретным условиям
Постановка проблемы
Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка – начальное звено исследования.
Классификация проблем:
- гносеологические (недостаток познавательной информации)
- предметные (реальные противоречения)
|
|
- по носителю (стратификационные, демографические, семейные)
- по масштабам (глобальные, региональны)
- по глубине (одноплановые, комплексыне, системные)
В процессе постановки проблемы можно выделить 2 основные процедуры:
- осмысление проблемной ситуации
- формулировка (постановка) проблемы
Проблемная ситуация – реально существующее в действительности противоречение, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Исследователь фиксирует противоречение между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске неизвестного результата для разрешения проблемной ситуации.
1. перевести интуитивно устанавливаемые противоречения на язык точного описания отдели известное от неизвестного.
Предварительный анализ проблемной ситуации:
- внешние наблюдения
- свободное интервью с участниками проблемной ситуации
- анализ документов (традиционный)
- свободные интервью с экспертами
2. Вычленение проблематики
3. очертить в проблемной ситуации основные для исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные
4. Определить тип проблемной ситуации
- теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере
- практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены способы его практического осуществления.