double arrow

Достоинства и недостатки трех опросных методов

Опросные и неопросные методы исследования

Оперативное исследование

Анализ случая

Полевое исследование

Полевое исследование (field research) – изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. Поле здесь означает выход команды исследователей на объект. Название полевое исследование не зависит от метода изучения, поэтому это может быть и анкетирование, и интервью, и включенное наблюдение.

Подготовка поля – проведение следующих работ: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехника режим работы), отбор и обучение исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков), подготовка методического инструментария (инструкции, задания списки адресов), устранение эффекта интервьюера контроль качества работы,…

Пример – маркетинговое исследование. Методы – опрос, наблюдение, эксперимент, панель,экспертные оценки.

Анализ случая (case study) – исследование случаев событий происходящих на каких-либо обектах, с какими-то действующими лицами. Сюда попадает целая группа методов: биографический, исторический, наблюдение, эксперимент. Единого понимания не существует.

В общем смысле – это углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте Объектом может выступать как отдельный индивид, так и малая группа. Цель – детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Оперативное исследование - исследование, проводимое обычно с практическими целями в короткие сроки и по сокращенной научной программе.

1. Опросы:

Интервью. Личное общение с опрашиваемым когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует их По форме проведения оно м.б. прямым и опосредованным (по телефону).

Анкета. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно м.б.индивидуальным или групповым, очным и заочным.

В зависмости от источника информации различают опросы массовые и специализированные (экспертные). В первом случае источник информации – представители больших социальных групп – этнических, религиозных, профессиональных). А во втором – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимыми знаниями.

Метод Достоинства Недостатки
По почте Может проводиться малой группой исследователей Низкая стоимость, легкость организации, отсутствие влияния интервьюера могут быть использованы иллюстрации Возможная однобокость. Обусловленная малым числом ответов. Невозможность уточнить вопросы. Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на открытые вопросы
По телефону Низкая стоимость. Могут быть завершены достаточно быстро. Централизованный контроль Ограничен респондентами, имеющими телефон Не могут быть использованы вопросники и иллюстрации. Трудно поддерживат интерес более 15-20 минут. Трудно задавать сложные вопросы
Личное интервью Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт Возможность приковывать внимание респондента длительное время. Возможность слушать живую речь Высокая стоимость. Сложность проверить степень влияния интервьюера на респондентов Интервью может быть прервано Требуется большая команда интервьюеров

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: