Сложные вопросы

1. Трудный вопрос – вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и с восприятием печатного текста. Чем профессиональнее составлена анкета, тем меньше таких вопросов. Трудный вопрос ведет к пропускам и тд. Основная трудность восприятия текста вопроса – количество содержащихся в нем слов Длина высказывания, превышающего 10 слов вызывает затруднения при восприятии и понимании. Н-р., Обсуждаете ли вы, и как часто, вопросы охраны окружающей среды с членами семьи, друзьями, знакомыми, товарищами и коллегами по работе?. Помимо чрезмерного количества слов препятствием к понимаю м.б. злоупотребление специальной терминологией, сленгом непонятной лексикой.

2. Сложный вопрос заставляет респондентов решать сразу несколько задач для того, чтобы дать один ответ: вспомнить и подсчитать:

3. Наводящий вопрос – вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом дополнительная информация необходимые пояснения.

Технические наводящие вопросы. Задача – ввести респондента в курс дела. Исследователь указаывает, каких тематических рамок надо держать при ответе на вопрос.

Идеологическая сторона - При помощи ловко сформулированных вопросов автор старается не просто направить, но и подсказать нужный ответ Н-р, «Хотели бы вы проголосовать за такую партию, которая подобно коммунистической, защищает права простых людей?»

4. Деликатный вопрос – затрагивает щекотливые темы, касается личных сторон жизни респондента, вопросов, которые не принято обсуждать в широком кругу. (н-р, вы относите себя к числу бедных? Или вопрос о евреях, почему вы развелись,…)

Следовательно, каждый из названных видов вопросов имеет свою специфику при соблюдении логических и психологических требований к их конструкции и использованию, к интерпретации полученных данных.

Особенностью исследований является количественное выражение их результатов. К ним относятся признаки, имеющие общепринятые числовые единицы измерения – возраст, заработная плата, размер семьи. Количественные признаки измеряются с помощью измерительных шкал т.е перечнем возможных вариантов ответа на заданный вопрос. В зависимости от характера измеряемых социальных признаков используются различные шкалы. Социологическая шкала должна отвечать требованиям:

Валидность – реализуется в свойстве шкалы измерять то качество, которое необходимо изучить в данном конкретном случае

Полнота – максимальное использование всех значений индикатора

Чувствительность – способность шкалы выявлять отношение респондентов к изучаемому явлению с разной степенью дифференциации.

Для измерения количественных признаков применяются так называемые идеальные метрические (числовые интервальные) шкалы Сколько детей в вашей семье? – Я один, два три, больше трех.

Упорядоченная шкала наименований (шкала порядка) выявляет, какую оценку дали респонденты событиям. Измеряет степень их удовлетворенности или согласия. Значение признака изменяется на шкале от максимального через среднеенго к минимальному.

Простейшая шкала порядка имеет позиции (удовлетворен-неудовлетворен) производя крайне грубое измерение Обычно используются шкалы с большим числом позиций, определяющие различные смысловые оттенки или границы данного признака.

Важнейший момент при построении шкалы – ее сбалансированность, т.е положительные и отрицательные позиции шкалы д.б.равномерно симметрично представлены относительно среднего значения признака, давая респонденту равный шанс выбора как положительных, так и отрицательных значений признака.

Н-р, на вопрос «В какой степени вы согласны или не согласны с каждым из нижеприведенных суждений?», сбалансированная шкала будет следующей: полностью согласен, больше согласен, чем не согласен, столько же согласен, сколько и не согласен, больше не согласен, чем согласен совсем не согласен, затрудняюсь ответить.

Выделяют также неупорядоченные (простые) шкалы наименований, которые дают обычную классификацию обследуемых объектов по таким признакам: образование, профессия, место жительства. Варианты ответов м.б.расположены в любой последовательности.

К этой категории относятся дихотомические вопросы( с ответами да – нет)., альтернативные вопросы, в которых предполагается возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, вопросы – «меню» с ограниченным либо неограниченным выбором ответов.

Часто используются комбинированные шкалы, составленные из простой шкалы наименований с добавлением шкалы порядка или идеальной метрической шкалы. Чаще всего она выражается в табличной форме.

Важная задача анкеты – компановка и упорядоченность вопросов, в результате которой опросный лист должен представлять собой логически единое целое.

Каждый вопрос или группа вопросов должны сопровождаться четкой инструкцией, как на него отвечать: выбрать один вариант или несколько. Неправильно понятая техника заполнения анкеты может привести к искажению получаемой информации. Серьезное внимание обращается на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: