Вопрос №47
-одолел гад, ответа не нашлось, или искать было лень...хз
В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов-либералов во главе с Е. Т. Гайдаром. В условиях быстрого сокращения производства они предложили свой план стабилизации, предусматривавший прекращение государственного реryлирования цен, введение свободы торговли, проведение приватизации огромной государственной собственности. В отличие от программы «500 дней», Гайдар считал необходимым прежде. всего отпустить цены и лишь затем провести приватизацию.
1 января 1992 г. цены на товары были отпущены и резко устремились вверх. Всего за год на некоторые товары они выросли в 100-150 раз, в то время как зарплата - лишь в 10-15 раз. Этот процесс продолжился и в последующие годы. К 1997 г. цены на продовольствие выросли в сравнении с 1990 г. в 10 тыс. раз. В результате в' 1992 г. упало потребление населением основных видов продовольствия: мяса - до 81 % от уровня 1991 Г., молока - до 56%, овощей - до 84%, рыбы - до 56%. В большинстве семей расходы на питание составляли до 80% их бюджета. Впервые за многие годы людей поставили на грань выживания. Вместе с введением платных услуг в области медицины это привело к тому, что абсолютное сокращение населения в стране составляло во второй половине 90-х гг. 1 млн. человек ежегодно.
С 1 октября 1992 г. началась приватизация. Каждому жителю страны выдавался приватизационный чек «<ваучер») объявленной стоимостью 1 О тыс. руб. Предполагалось, что это создаст равные возможности для граждан в получении их доли государственной собственности. Но такой подход к приватизации не мог принести, да и не принес ожидаемых резулылатов. Покупать акции приватизируемых предприятий населению было не на что, так как их денежные вклады оказались, по существу, конфискованы. Зато владельцы теневых капиталов сумели в короткий срок скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния. Опасаясь конфискации, «новые русские» не стали вкладывать деньги в российскую экономику и предпочли переводить их в зарубежные банки, обращать в недвижимость. Только за 1992 г. из России бьцIO вывезено 17 млрд. долларов. А общий объем вывезенного из страны за 1990-1998 гг. капитала превысил 350 млрд. долларов. Пышным цветом расцвела коррупция среди чиновников всех уровней. Единственный положительный резулылат первого года реформ - в России сложился рынок продовольственных и промышленных товаров. Появление многих продуктов и вещей, прежде казавшихся совершенно недоступными и даже неизвестными массовому покупателю, значительно ослабило социальную напряженность.
Тем не менее отсутствие обещанной Гайдаром макроэкономической стабилизации означало провал начатого им дела. В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР отравил Гайдара в отставку с поста исполняющего обязанности главы правительства и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход этого опытного хозяйственника советской школы означал неизбежную корректировку реформ. В отличие от Гайдара, заявлявшего о снижении роли государства в экономике, Черномырдин сделал ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от государства большие кредиты. В условиях продолжавшегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и массового «бегства капиталов,) доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Международный валютный фонд и Всемирный банк не спешили с помощью, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие гарантий иностранным инвесторам. Для спасения положения правительство объявило о введении государственных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну привлекались значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже около 130 млрд. долларов. Другим источником решения финансовых проблем стало привлечение денежных средств населения через сформировавшуюся огромную банковскую систему. С помощью привлеченных средств удалось снизить темпы инфляиии, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение продолжаться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Он разразился 17 августа 1998 г. и привел к краху национальной валюты: за несколько недель она обесиенилась в 5 раз. Сократился импорт, в резулылате чего вновь возник дефицит на ряд товаров.
Назначенный новым главой кабинета министров Е. М. Примаков стал первым главой правительства постсоветской России, провозгласившим курс «опоры на собственные силы'). Сокращение импорта объективно способствовало поддержке отечественных производителей. Был подготовлен бюджет страны на 1999 г. с учетом значительного сокращения доходов. Размер доходной части госбюджета оказался' равен лишь 20 млрд. долларов (менЬше городского бюджета Нью-Йорка), при том, что западным кредиторам в этом же году Россия должна была выплатить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного' банкротства. О либеральных реформах старались уже не вспоминать. В апреле 1999 г. была тихо ликвидирована и Комиссия по экономической реформе при главе правительства, существовавшая с 1991 года. расчетыI либеральных экономистов на то, что экономика России займет достойное место в мировом хозяйстве, также оказались несбыточными. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хозяйственных связей привели к тому, что Россия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объемам экономического производства. При этом она не только не рассматривалась как экономически развитая страна, но даже среди развивающихся государств оказалась далеко не в первой десятке. Единственными российскими товарами на экспорт стали нефть, газ и оружие. Однако США старались перекрыть для России возможности торговли оружием, используя режим санкций. Падение мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи российского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета.
Таким образом, экономические преобразования в России в 90-е ГГ. имели противоречивые итоги. Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т. п. они вызвали и падение производства (в промышленности оно составляло в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.). Начался процесс деиндустриализации страны. Это, в свою очередь, нанесло серьезный удар по социальному развитию России.