double arrow

Внешняя политика россии в 1992-2010


Распад СССР привел к серьезному измене­нию геостратегической ситуации для России. Страна не толь­ко утратила традиционных союзников в Восточной и Цент­ральной Европе, но и вынудила их к сотрудничеству с НАТО. Приход националистически настроенных политиков к власти в Прибалтийских странах и ряде государств СНГ изменил ха­рактер их отношений с Россией. Ее принялись обвинять во всех «грехах»: «колонизации», «ограблении», «геноциде» и т. п.

Серьезный ущерб был нанесен обороноспособности России.

Бывшие республики Союза национализировали ударные воен­ные группировки, располагавшиеся прежде вдоль границ СССР.

Военно-морской флот лишился своих баз в Эстонии, Латв11и, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Развалилась единая система противовоздушной (а самое главное - противоракет­ной) обороны страны. Единый прежде военно-промышленный комплекс СССР также перестал существовать. Это привело к то­му, что Россия не могла выпускать отдельные виды военной тех­ники без предприятии-смежников из других стран СНГ. Наряду с хронической нехваткой денег это привело к тому, что с 1992 г. ВВС страны не получили ни одного нового боевого самолета. Военная реформа в России привела к резкому сокращению чис­ленности Вооруженных Сил, В.первую очередь на западном на­правлении. Если к середине 80-х гг. соотношение обычных ви­дов вооружения в Европе было 3:1 в пользу СССР, то к середине 90-х гг. оно составило 1:3 в пользу НАТО. А после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии - 1:4.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России.

Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ. Однако первостепенное внимание российского руководства было направлено на отношения с США и странами Запада. Здесь Россия взяла курс на установление союзнических отно­шений. В конце 1991 - начале 1992 г. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России больше не направлены на объек­ты в США. Позже аналогичные решения были приняты им и в отношении других стран НАТО. В 1992 г. президенты США и России подписали Кэмп-дэвидскую декларацию о прекра­щении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был за­ключен договор об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 r:. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сокра­титься еще на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о за­прещении химического оружия. Из Германии досрочно были выведены российские войска. Летом 1994 г. Россия присоеди­нилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», пре­дусматривавшей военное сотрудничество. В том же году США ликвидировали КОКОМ, ведавший контролем за торговлей военными и «двойными» технологиями в странах социализма. Было принято решение о расширении «семерки» ведущих за­падных стран за счет России (правда, она приглашалась сюда лишь для решения политических, а не экономических вопро­сов). Началась серия неформальных встреч «без галстуков» президента России с лидерами ведущих мировых стран.

Все эти явления способствовали разрядке международной напряженности. Однако стремление российской стороны лю­бой ценой обеспечить укрепление связей с Западом вело к тому, что Россия постепенно утрачивала самостоятельную роль на международной арене. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева, за его неизменное согласие с условиями американских партнеров, на Западе стали называть «господи­ном «Да» (в отличие от советского министра А. А. Громыко, прозванного в свое время за чрезмерную неуступчивость «гос­подином «Нет»). Уступчивость России воспринималась на За­паде как проявление слабости. Это вело к усилению давления на российских политиков. В мае 1998 г. НАТО приняло реШе­ние о приеме в эту организацию трех бывших союзников СССР по ОВД (Польши, Венгрии и Чехии), что создавало до­полнительную угрозу безопасности нашей страны. В расчете на получение кредитов от Японии Россия в 1998 г. согласи­лась на обсуждение вопроса о передаче ей Южных Курил. Уг­розу национальной безопасности России представляла эконо­мическая зависимость от Запада, которая росла с каждым годом. Когда же наша страна попыталась ускорить выплату долгов бывшему СССР со стороны развивающихся стран, ее вынудили «простить» странам «третьего мира» больше полови­ны этих долгов. В то же время долги СССР никто России «прощать» не собирался. Все это показывало, что США и их союзники вовсе не собирались строить дружбу с новым парт­нером, забывая о собственных интересах. Рубежом в отноше­ниях России с Западом стал Балканский кризис, разразив­шийся в марте 1999 года.

С 1992 г. активизировались отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Япо­нии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран АСЕАН и Персидско­го залива. Одним из крупнейших торговых партнеров России стал Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном - в сооружении атомной электро­станции. В 1998 г. Россия была принята в международную орга­низацию стран Тихоокеанского региона, что давало ей значи­тельные преимущества в торговле с ними. Вместе с тем заметно ослабли контакты с прежними союзниками в Азии - КНДР, Монголией, Йеменом, Сирией, Ираком.

С распадом СССР главной задачей, стоявшей перед лиде­рами и народами бывших союзных республик, стало предот­вращение вооруженного конфликта из-за территориальных и иных противоречий. Печальный опыт Югославии, где распад единого государства сопровождался многолетней гражданской войной, был серьезным предостережением. Руководство Рос­сии сумело избежать двух возможных крайностей в этом вопросе - попыток силой восстановить союзное государство и полного самоустранения от проблем бывшего Союза. Пона­чалу все руководители бывших республик СССР старались дистанцироваться от России. Но продолжалось это недолго. В странах СНГ нашлось немало проблем, в решении которых они рассчитывали на помощь. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикиста­не, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В 1992 г. 6 стран СНГ (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасно­сти. В Грузии, Таджикистане, Армении были на основе дву­сторонних договоров созданы российские военные базы. Менее эффективным оказалось экономическое сотрудничество. Доволь­но быстро рассеялось мнение о том, что бывшие союзные респуб­лики «кормят Россию». Оказавшись одИ1i на один со своими эко­номическими трудностями, они впервые остро ощутили нехватку российских энергоносителеЙ. Переход на мировые цены привел к сокращению объемов поставок нефти и газа из России. В то же время сокращение посевов хлопка в Узбекистане парализовало российскую текстильную промышленность. Трения в отношениях России с рядом стран СНГ вызвали у некоторых соседей попытку использовать эту ситуацию в своих целях. Так, для транспортиров­ки бакинской нефти в Европу под давлением извне предпочтение было отдано не России (что объясняли нестабильностью обста­новки в Чечне), а Грузии и Украине. Сложными бьцIИ российско­украинские отношения. Их омрачали проблемы Крыма и Черно­морского флота. Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали полномасштабный договор, в котором Россия признала принад­лежность Крымского полуострова Украине и согласилась на арен­ду военно-морской базы в Севастополе.

Набирали силу попытки интеграции некоторых стран в рам­ках СНГ. Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано согла­шение о более тесной интеграции четырех его участников ­России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В том же году Рос­сия и Белоруссия объявили о создании Сообщества суверенных государств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз суверен­НbIX республик (ССР). Началось постепенное сближение эконо­мических и политических структур двух стран с целью создания в перспективе единого союзного государства. В Уставе ССР было отмечено, что он открыт и для других стран.

Таким образом, с распадом СССР положение России в ми­ре серьезно осложнил ось. Перед страной вновь встала задача укрепления обороноспособности и отстаивания новой систе­мы национальных интересов.


Сейчас читают про: