Теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования

Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворения потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:

– обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;

– развитие НТР, требующего огромных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

– неспособность рынка решить экологические, социальные проблемы;

– неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.

Субъектами государственного регулирования являются:

– носители;

– выразители;

– исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и организации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т.д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались или могут образоваться проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

– фирма;

– район;

– отрасль;

– сфера производства;

– национальная экономика;

– международные отношения.

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

– методы прямого государственного регулирования;

– методы косвенного государственного регулирования.

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

– целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);

– государственные закупки;

– функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

– кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);

– бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

– ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

– внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными фирмами которых являются:

– антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

– введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);

– определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

– национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

– строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

– покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь в настоящее время является преобладающим.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: