Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворения потребностей общества.
Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:
– обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;
– развитие НТР, требующего огромных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;
– неспособность рынка решить экологические, социальные проблемы;
– неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.
Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.
|
|
Субъектами государственного регулирования являются:
– носители;
– выразители;
– исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и организации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т.д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались или могут образоваться проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
– фирма;
– район;
– отрасль;
– сфера производства;
– национальная экономика;
– международные отношения.
В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:
|
|
– методы прямого государственного регулирования;
– методы косвенного государственного регулирования.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
– целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
– государственные закупки;
– функционирование государственного сектора экономики.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
– кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
– бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
– ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
– внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).
В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными фирмами которых являются:
– антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
– введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
– определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).
Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:
– национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);
– строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;
– покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь в настоящее время является преобладающим.
Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства.