Внутреннее и внешнее равновесие

В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был вырабо­тан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей — внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инф­ляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической поли­тики. Соответственно для достижения трех целей экономической политики дол­жны быть использованы три инструмента и так далее.

Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежно­го баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов — фикси­рованного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Ма­лая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализи­роваться с помощью модели Манделла—Флеминга.

Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики может быть и несколько иным (возможно более упрощенным по сравнению с названными моделями).

Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс.

Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G) и ставка процента (R).

На рисунке кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР = 0).

Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например, до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последуюшего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР < 0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капитал. Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис.) должен быть достаточным для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ, Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР < 0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо текущих операций при повышении государственных расходов, дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента. Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0), возникающее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за высокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет текущих операций улучшится при снижении G, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).

Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капи­тала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, практически перекрыва­ется положительным сальдо счета движения капитала и ЦБ для погашения возни­кающей тенденции к росту обменного курса вынужден скупать иностранную ва­люту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает наряду с ростом государственных расходов допол­нительный стимул к расширению дохода. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздейство­вать на уровень дохода и соответственно на внутреннее равновесие, причем сте­пень воздействия возрастает с увеличением мобильности капитала.

На рисунке можно выделить четыре сектора, характеризующиеся определённым сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платёжного баланса (BP<0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (). Зона II соответствует дефициту платёжного баланса (BP<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (u). Зона III соответствует положительному сальдо платёжного баланса (BP>0) и избыточному предложению (u). Зона IV указывает на положительное сальдо платёжного баланса и избыточный спрос (). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесия (точка Е).

Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволя­ет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса. В случае абсолютной мобильности капитала R устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равнове­сия ВВ становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может вли­ять на внешний баланс, не меняя существенно значения R (реакция потоков ка­питала на изменение R становится практически мгновенной). В то же время изме­нения денежной массы не оказывают никакого воздействия на внутренний баланс, так как потоки капитала не позволяют процентной ставке измениться сколько-нибудь существенно, а задача поддержания фиксированного обменного курса пол­ностью определяет движение денежной массы в экономике.

Правительствам часто приходится сталкиваться с множеством задач, кото­рые оно вынуждено решать путем децентрализации полномочий и закреплением ответственности за достижение определенных целей за разными органами, Неред­ко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести к столкновению интересов различных органов управления. Однако бывает полез­но рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) рав­новесия.

Предположим, что имеются 2 органа: Центральный Банк (ЦБ) и Министер­ство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами соот­ветственно денежной и бюджетно-налоговой (G, Т) политики. Данный ана­лиз призван показать, что общее равновесие в точке Е может быть достигнуто, если органы действуют относительно независимо, без прямой координации. Су­щественным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.

Пусть распределение полномочий произошло таким образом (в соответствии с выводами Р. Манделла и М. Флеминга), что Центральному Банку поручено было обеспечить внешнее равновесие (ВР = 0), причем используется правило: ставка про­цента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР > 0) и повы­шается при его дефиците (ВР < 0). Министерству финансов, отвечающему за бюд­жетно-налоговую политику, поручается обеспечение внутреннего равновесия в со­ответствии со следующими инструкциями: увеличивать государственные расходы (G) в условиях безработицы и снижать их в период инфляционного давления.

Исходное состояние экономики в точке А на рисунке характеризуется дефи­цитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действовать, повышая R для достижения внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давле­ние в экономике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению про­блемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением госу­дарственных расходов, продвигая экономику к точке F. ЦБ, обнаруживая вновь возникающий внешний дисбаланс, но только теперь в виде положительного саль­до ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив процентную ставку и перемещая экономику в точку I. Инициированное этими действиями некоторое оживление инфляции привлекает влияние МФ, которое решает продолжить со­кращение государственных расходов (движение влево от точки I). Дальнейшие са­мостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е, где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.

Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к не­гативному результату Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а МФ — за внешним. Исходя из ситуации в точке А на следующем рисунке.

ЦБ в целях преодоления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку про­цента до уровня точки В. МФ, обнаружив положительное сальдо ВР, попытается нейтрализовать его увеличением G, что должно привести к росту дохода, импорта и дефицита торгового баланса (движение вправо из точки В до точки С на кривой ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка C окажется правее точки В, то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е) Вновь возникает инфляция, и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, повышая R (вверх от точки С), что еще больше усложнит ситуацию. Амплитуда колебаний инфляции и дефи­цита ВР с каждым разом увеличивается.

Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами уп­равления лишь удаляет экономику от искомого состояния равновесия. Верное рас­пределение ролей должно основываться на уже упоминавшемся правиле сравни­тельного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем органом, ин­струменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение. Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешне­го баланса, а фискальной — с поддержанием внутреннего равновесия. Это прави­ло называют принципом классификации эффективного рынка Манделла.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: