Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 3. Направления международной миграции рабочей силы




Вопрос 2. Миграционная политика.

Вопрос 1. Сущность, виды и причины международной миграции рабочей силы.

И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1. Сущность, виды и причины международной миграции рабочей силы.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграциейрабочей силы) понимается перемещение населения через государ­ственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

• трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

• трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на посто­янное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг).

4) маятниковая (челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно.

5) нелегальная — незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим неле­гальным трудоустройством;

6) «утечка умов» — международная миграция высококвалифи­цированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).

Среди важнейшихпобудительных мотивов и причин международной мигра­ции трудовых ресурсов находятся различные факторыэкономического и неэко­номического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие: (1) разли­чия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основ­ном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) на­личие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных кор­пораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с ка­питалом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).




Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

2. Миграционная политика

На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные на глобальном и национальном уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономиче­ского и социального развития и темпах естественного демографического приро­ста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миг­рация обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты отно­сят: (I) смягчение условий безработицы, (2) появление для страны-экспортера ра­бочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также (3) приобретение ими знаний и опыта. По возвращении до­мой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.



Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать (1) тен­денции роста потребления заработанных за границей средств, (2) желание скрыть получаемые доходы, (3) «утечку умов», а иногда и (4) понижение квали­фикации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейт­рализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства го­сударственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и, напротив, необходимость косвенных, координиру­ющих воздействий со стороны государств и правительств.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься про­блемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комис­сия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого использует­ся на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в ка­честве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения в ее функции входит принятие конвенций и рекомендаций, устанавлива­ющих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоци­аций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оп­лачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др.

Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохра­нения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического со­стояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их се­мей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой мигра­ции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.

3. направления международной миграции рабочей силы

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет вы­делить нескольковажнейших еенаправлений.

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно раз­витые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) мигра­ция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промы­шленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительст­ве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.

Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими фак­торами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.

На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существен­ный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами.

Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии оп­ределенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относи­лись страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточ­ная Азия.

Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких цент­ров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из сосед­них африканских стран.

Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государства­ми политической независимости способствовала развитию этого процесса. Ак­тивное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую мигра­цию африканских рабочих в этот субрегион.

Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притя­жения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Ар­гентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспор­терами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно вэти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран.

Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свы­ше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.

Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это - Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австра­лийским, южнокорейским, тайваньским.

На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно неболь­шой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инжене­ров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского ре­гиона), так и чисто бытовые.





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 1072; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8242 - | 7208 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  2. I. Вопросы для проверки исходного, базового уровня знаний
  3. I. Основные задачи и направления внутренней политики
  4. I. Понятие и виды миграции населения
  5. I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  6. I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
  7. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе
  8. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  9. II. Порядок направления детей-инвалидов на Комиссию
  10. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 2 страница. Большой остроты в 1819—1820 гг. достиг конфликт по вопросу о раб- стве. Он возник в связи с петицией территории Миссури в конгресс о предоставлении ей прав
  11. II. Целевые задачи.. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  12. III Учебные вопросы


 

54.172.234.236 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.