Рыночные структуры

Группа фирм, производящая однотипные товары, удовлетворяющие одинаковые потребности, называется отраслью.

Фирмы, функционирующие в отрасли, реагируют на действия друг друга с учетом таких факторов, как: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, условия вхождения в отрасль, открытость информации, способность влиять на цену товара.

Выделяют четыре рыночные структуры:

1. Совершенная (чистая) конкуренция

2. Монополия (чистая монополия)

3. Монополистическая конкуренция

4. Олигополия

Фирма решает, надо ли ей оставаться в отрасли или прекратить свое существование. Если фирма остается в отрасли, она должна определить объем выпуска, обеспечивающий ей максимизацию прибыли.

Общим правилом, обеспечивающим максимизацию прибыли, является

MR = MC

Совершенная конкуренция.

1. На рынке действует громадное количество фирм, принимающих решения самостоятельно. Доля поставок каждой фирмы незначительная. Поэтому фирма не может влиять на рыночную ситуацию.

2. Фирмы производят гомогенный (стандартизированный) продукт, поэтому покупателям безразлично, у какой фирмы покупать.

3. Информация в отрасли открыта. Технология производства проста и доступна.

4. Вход в отрасль свободный, т.к. размеры капитала, требуемые для организации производства небольшие. Не существует и каких – либо законодательных ограничений этому процессу и противодействий фирм отрасли

Фирма – совершенный конкурент, определяет только количество производимой продукции. Влиять на рыночную цену не может. Ей цена спускается с рынка, т.е. фирма является ценополучателем.

 
 

Т.к. фирма является ценополучателем, то каждая дополнительно проданная единица продукции добавляет к суммарной выручке (TR) одну и ту же величину предельной выручки, которая равна цене. Т.е. MR = P. Поэтому кривая D является кривой и среднего (AR) и предельного дохода (MR).

Кривая спроса фирмы показывает способность фирмы влиять на рыночную ситуацию. Горизонтальный вид свидетельствует о неспособности фирмы диктовать спрос – совершенно эластичный. Кривая не является кривой предложения фирмы.

Равновесие в краткосрочном периоде достигается фирмой при производстве такого объема товаров, когда MR = MC. Но т.к. в условиях совершенной конкуренции MR = P, то данное правило принимает вид MC = P

 
 

При AC < Pe фирма получает прибыль, производя Qe (TC < TR).

Но фирма продолжает функционировать и при нулевой прибыли (AC) и при убыточности (AC1)

 
 

Фирма минимизирует убытки, т.е. остается функционирующей фирмой, если P > AVC. Если P > AVC – фирма минимизирует свои убытки путем ликвидации.

Равновесие в долгосрочном периоде.

Все фирмы эффективно используют оборудование, т.е. во всех краткосрочных периодах максимизируют прибыль. Когда все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек, они получают нулевую прибыль. Побудительные причины вхождения в отрасль отсутствуют: АС становится LАС.

Монополия (чистая монополия)

1. На рынке одна фирма, которая определяет емкость рынка, т.е. олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополией товар является «уникальным», т.е. у него нет близких заменителей.

Кривая спроса фирмы имеет отрицательный наклон, что означает способность фирмы диктовать цену. Спрос на товар не меняется при изменении цен товаров в других отраслях (перекрестная эластичность слабая).

3. Информация в отрасли закрыта

4. Вхождение в отрасль других фирм закрыто.

Монополия как тип фирмы – крупная корпорация. Но размер не играет значения.

Монополия – это экономическое поведение фирмы, он определяет тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников диктовать условия на рынке определенного товара.

Т.к. фирма–монополист выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой. Поэтому монополист обязан понижать цену, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. В этих условиях MR всегда меньше Р. Поэтому кривая MR проходит ниже кривой D (которая является кривой AR). Фирма – монополист, максимизирующая прибыль, определяет не только объем выпуска, но и цену. При этом учитывается конкуренция на рынке. Цена товара зависит от объема выпуска.


Монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая объем выпуска до Qm (при этом «удельная» прибыль на единицу продукции уменьшается).

Но т.к. монополист зависит от объективной рыночной ситуации (например рост цен ресурсов), его издержки могут увеличиваться, что приведет к получению нулевой прибыли или даже к убыткам.


Существование монополии определяется действием эффекта масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Долгосрочные средние издержки минимизируются только если одна фирма обслуживает весь рынок. Доминирующая фирма может на время снизить издержки.

Ценовая дискриминация – практика применения различных цен со стороны фирмы.

Три вида ценовой дискриминации:

I. Дискриминация первой степени – на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса. Продажная цена для всех покупателей различна.

II. Дискриминация второй степени заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага.

III. Дискриминация третьей степени –покупатели имеют различные доходы и платят разные цены за один и тот же товар.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении 3-х условий:

· фирма должна обладать достаточной монополистической силой, чтобы контролировать производство и ценообразование

· должна быть исключена возможность перепродажи товара

· необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка – выделению покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Монополистическая конкуренция.

1. Множество продавцов и покупателей. Большое число фирм, обеспечивает отраслевое предложение. Доля поставок каждой фирмы небольшая.

2. Производят дифференцированную продукцию (много близких заменителей).

Фирмы отрасли имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара. Поэтому кривая спроса фирмы имеет «падающий» характер.

Фирма-монополистический конкурент не учитывает реакцию соперничающих фирм на изменение цены своего товара. Основным методом конкурентной борьбы является неценовая конкуренция: конкуренция качества, торговых марок, используемых технологий, условий продажи и послепродажного обслуживания.

3. Информация в отрасли открыта. Продавцы и покупатели информированы об условиях рынка.

4. Вход в отрасль довольно свободный, так же как и выход из нее.

В долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.

Монополистический конкурент определяет величины P и Q, используя правило MC=MR.

В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма определяет цену товара P. Будет ли фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек.

Если фирма в отрасли получает экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то фирмы из других отраслей начнут входить в данную отрасль. Это приведет к тому, что суммарный спрос будет распределяться на большое количество фирм и спрос на продукцию данной фирмы понизится. Кривая спроса фирмы станет более пологой (эластичной) и опустится вниз.

В долгосрочном периоде вхождение в отрасль других фирм будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы не станет равна нулю.

Если фирмы несут убытки, то из отрасли будет осуществляться отток капитала. Выход закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль.

Олигополия.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимной реакцией немногих соперничающих фирм. Доминирующие на рынке фирмы охватывают довольно большую часть национального рынка, с одной стороны ограниченную монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.

1. В отрасли небольшое число фирм и большое число покупателей. Объём рыночного предложения обеспечивается несколькими крупными фирмами, т. Е. доля поставок каждой фирмы значительна.

2. Фирмы в отрасли производят как стандартифицированный, так и дифференцированный продукт. Предприятия чистой олигополии производят стандартизированный продукт. Идентичность товаров определяет единую цену на них. Олигополия производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения называется дифференцированной.

3. Существуют серьёзные барьеры для входа на рынок: величина капитала, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Фирмы – олигополисты, обладающие большими долями в общем объеме производства, располагают возможностью влиять на цену своего товара. (Это объясняет «падающий» характер кривой D). Но фирма - олигополист учитывает реакцию других фирм. Фирмы в отрасли осознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Она считает что лучше цену не менять. Это означает, что кривая спроса олигополистической фирмы имеет вид изогнутой или «ломаной» кривой.

P …………………

…………………

……… … ………

……… E …………

…………………

…………………

…………………

…..MB.... D … Q …

Кривая D состоит из эластичного и неэластичного отрезков. Цены в олигополистической отрасли являются негибкими, отличаются меньшей чувствительностью в краткосрочном периоде при циклических и сезонных колебаниях.

Две причины этого:

1. У фирмы – олигополиста кривые средних издержек в краткосрочных периодах имеют значительный горизонтальный участок (AVC). Олигополист распределяет капитальное оборудование (т. е. разделяет на самостоятельно функционирующие участки).

…………………

……………………… MC …………………

………………………… AVC ……………

……………………………………

……… …… ……

……… Q1 ……… Q2…….. AVC и MC совпадают.

2. Для олигополистов изменение цен увеличивает издержки. Они заинтересованы в сохранении цен при изменении выпуска продукции.

 
 


Pe …………………

……………………… MC …………………

………………………… AVC ……………

………………… D …………………

……… …… MR …… ……

……… Qe ……… ………. Q..

P

……………………… AVC …………………

 
 
 


………

………..

На изменение спроса фирма реагирует изменением объемов производства, а не изменением цены. Если на олигополистическом рынке цены меняются то фирмы делают это одновременно и на значительную величину.

Определение P и Q в долгосрочном периоде

В олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции:

1. проведение совместных действий.

2. стремление каждой фирмы к сверхприбыли.

Тенденция к совместным действиям выше в отрасли.

В которой выпускается однородный товар.

С небольшим количеством фирм.

Переживающей период экономического подъема.

Имеется одна лидирующая фирма.

Где число фирм применяющих неценовые методы конкуренции незначительно.

Где барьеры для вступления в отрасль высокие.

Если в условиях олигополии фирмы тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступили в сговор – сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска, поделили рынок или решили совместно вести дело. Т. о., олигополия как рыночная структура – картель. На олигополистическом рынке одна фирма может действовать как ценовой лидер в целях максимизации своей прибыли. Соперничающие фирмы получают ту же цену, которая установлена лидером, полагая что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, т. к. открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: