Методы государственного регулирования рыночной экономики

Проблема государственного регулирования рыночной экономики со­стоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки.

Какие именно недостатки рынка могут быть устранены и с помощью, каких именно мер регулирования?

Собственно говоря, вся макро­экономика есть попытка найти ответ на этот вопрос. Остановимся на некоторых из них.

1. Создание общественных благ. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ является задачей государства. Общественные блага не являются однородными: они выступают как чисто — и частично — общественные блага. Производство чи­сто общественных благ (национальная оборона, охрана обществен­ного порядка и др.) полностью возлагается на государство. В то же время создание частично общественных благ (образование, здра­воохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом госу­дарство берет на себя и гарантирует лишь такой уровень потребле­ния частично общественных благ, который в данный момент мо­жет быть обеспечен ресурсами государственного бюджета.

2. Регулирование внешних (побочных) эффектов. Рыночный меха­низм не может справиться с этой проблемой. Внешний эффект — это эффект, влияющий на фирмы при производстве товаров. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фер­меров без дополнительных инвестиций со стороны последних. Пример отрицательного внешнего эффекта: загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог. Суще­ствуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. Приведем две из них, противоположные. А. Пигу (английский экономист, автор теории государства всеобщего благоденствия) предлагает нало­говый путь разрешения этого вопроса, что предполагает активную роль государства. Р. Коуз (американский экономист, теоретик неоклассической школы) считает, что регулирование внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных соглашений соб­ственников. Для большинства ситуаций с возникновением внеш­них эффектов трудно установить «виновного» (например, озоновые дыры), поэтому проблема источника компенсаций внешних эф­фектов остается одной из самых сложных в экономической теории.

3. Перераспределение доходов. Рынок не обеспечивает социаль­ной справедливости. Рыночное регулирование сопряжено с боль­шой дифференциацией доходов. Опыт показывает, что эффек­тивными инструментами минимизации этих издержек являются оптимальное налогообложение и выплаты по системе социаль­ного страхования (пенсии, пособия по безработице и т. д.). При такой перераспределительной системе распределение располага­емых доходов оказывается более равномерным, чем распределение первичных доходов. Все три рассмотренные направления государственного регулирования: эффективное производство коллективных благ, оправданное регулирование внешних эф­фектов и справедливое распределение доходов признают теперь все западные экономисты, даже те, которые придерживаются фи­лософии «laisser faire».

4. Проведение антимонопольной политики. Еще один важный фак­тор, заставляющий государство прибегать к корректировке рыноч­ных механизмов, — несовершенство реального рынка в сравнении с его идеальной теоретической моделью, несовершенство, порож­даемое крупными корпорациями, монополизирующими рынки товаров и труда и делающими цены жесткими, негибкими, мало­подвижными в сторону понижения. Борьба с монополизмом, защита принципов свободной конкуренции могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опи­рается на антимонопольное законодательство.

5. Поддержка малого бизнеса. В смешанной экономике малый биз­нес играет весьма заметную роль: он способствует поддержанию конкуренции и созданию рабочих мест. Он представляет собой совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполня­ющих подчиненную по отношению к монополиям роль в эко­номике. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посред­ством налоговой, кредитной политики, оказания образовательных, консалтинговых и иных услуг.

6. Макроэкономическая стабилизация — одна из главных регулирующих функций государства. Она направлена на предотвраще­ние экономического спада, поддержание показателей функцио­нирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается по­средством фискальной и денежной политики. В период экономи­ческих кризисов применяются чрезвычайные меры, предусмотренные программой стабилизации экономики.

7. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регули­рование внешнеэкономической деятельности проводится с помо­щью таможенных штрафов и нетарифных мер регулирования. Однако не следует забывать, что вмешательство государства в эко­номику имеет пределы. Границей государственного регулирова­ния экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезно­вению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: