Взаимосвязь объемов реализации, выручки от реализации и прибыли организации. Точка безубыточности

В основе данной взаимосвязи лежит анализ поведения постоянных и переменных затрат при изменении объемов реализации. В рамках анализа делаются четыре допущения:

1) объем реализации равен объему производства, то есть вся продукция, которая была произведена, реализована в текущем периоде. Остатки готовой продукции на складе не изменились;

2) в рассматриваемый период цена продукции является постоянной;

3) сумма постоянных затрат за период не меняется;

4) средние переменные издержки (в расчете на единицу продукции) не меняются.

При выполнении этих условий зависимость выручки, затрат и прибыли от изменения объемов реализации можно описать двумя способами:

1) с использованием аналитических расчетов;

2) с использованием точки безубыточности.

Сначала рассмотрим взаимосвязь этих показателей на основе аналитических расчетов. Предположим, предприятие запланировало в следующем месяце произвести и реализовать 1000 шт. изделия А по цене 100 руб./шт. При этом сумма постоянных затрат планируется на уровне 200 000 руб./мес., а средние переменные издержки 150 руб./шт. По факту предприятие реализовало 1500 шт. изделия А. Задание: сопоставить на сколько процентов изменились:

- объемы реализации в натуральных показателях;

- сумма затрат за месяц;

- выручка от реализации;

- прибыль от реализации.

Исходные данные и результаты расчетов приведены в табл. 13.

Таблица 13 - Исходные данные и результаты расчетов

Показатель План Факт Изменение (темп прироста), %
1. Объем реализации, шт./мес.     + 50,0 %
2. Выручка от реализации, руб. 400 000 600 000 + 50,0 %
3. Сумма затрат, всего руб.: - перем. издержки - пост. издержки - всего   150 000 200 000 350 000   225 000 200 000 425 000   + 50,0 % 0 % + 22%
4. Сумма прибыли, руб./мес. 50 000 175 000 + 250,0 %

Из расчетов видно, что при увеличении объемов реализации выручка от реализации увеличивается такими же темпами, а прибыль от реализации - более высокими темпами. То есть объемы реализации увеличились на 50,0%, выручка от реализации также увеличилась на 50,0%, а прибыль от реализации на целых 250,0%. Это происходит потому, что при увеличении объемов реализации часть затрат, а именно сумма постоянных затрат, не меняется, следовательно, доля постоянных затрат в себестоимости снижается, что приводит к увеличению доли прибыли в цене. Но и при снижении объемов реализации прибыль от реализации будет уменьшаться более высокими темпами, поэтому риски хозяйственной деятельности резко увеличиваются.

Таким образом, общий вывод звучит следующим образом: при изменении объемов реализации, выручка от реализации изменяется прямо пропорционально данному изменению, а сумма прибыли изменяется более высокими темпами.

Взаимосвязь этих показателей можно также привести на примере точки безубыточности. Точка безубыточности - это такой объем производства (реализации), при котором предприятие возмещает все свои затраты, но еще не получает прибыли, то есть РП = Сполн . или ПРП = РП - Сполн. = 0.

Точку безубыточности можно определять двумя методами:

а) графическим методом;

б) аналитическим методом.

Графический метод определения точки безубыточности приведен на рис. 11.

 
 


На графике видно, что до достижения точки безубыточности предприятие получает убыток, а после ее достижения каждая дополнительно проданная единица товара приносит бόльшую прибыль, чем предыдущая единица.

Использование аналитического метода предполагает, что точка безубыточности рассчитывается по формулам. При этом возможны два варианта:

1) точка безубыточности определяется в натуральных показателях (ТБшт.):

, (103)

где Ц - цена продукции, руб./шт.;

Ц-AVC - маржинальный доход, руб./шт.;

2) точка безубыточности может определяться в стоимостных показателях (ТБруб.), тогда она показывает минимальный товарооборот (минимальную выручку от реализации), при котором покрываются все затраты:

, (104)

где ДПЗ - доля переменных затрат в выручке от реализации;

(1-ДПЗ) - удельный маржинальный доход

Анализ точки безубыточности позволяет определить запас прочности, что является основой для анализа устойчивости предприятия на рынке. Запас прочности характеризует, насколько фактические объемы реализации превышают точку безубыточности. Запас прочности (ЗП) может рассчитываться:

- в натуральных (или в стоимостных) показателях:

ЗПшт.= Qфакт. - ТБшт., (105)

ЗПруб.= РП - ТБруб., (106)

- в относительных показателях:

, (107)

. (108)

Чем на большую величину фактические объемы превышают точку безубыточности, тем устойчивее положения предприятия на рынке. Естественное, что предприятия заинтересованы в повышении запаса прочности за счет снижения точки безубыточности. Принципиально точка безубыточности может изменяться под воздействием:

- изменения затрат;

- изменения цены.

Если цена повышается, то точка безубыточности уменьшается, а запас прочности увеличивается. Если затраты повышаются, то точка безубыточности увеличивается, а запас прочности уменьшается. Объемы реализации на точку безубыточности влияние не оказывают, но они влияют на запас прочности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: