Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Взаимодействие спроса и предложения, его практическое применение




Спрос: его факторы и кривая. Закон спроса.

С бытовой точки зрения, спрос – это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене в данное время. Или спрос – это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него.

Однако научное определение спроса имеет более сложный характер. Так, необходимо уточнить следующее:

1. Есть понятие объем, величина спроса, которое зависит от ценовых факторов. И есть понятие «сам» или «собственно» спрос, который зависит от неценовых факторов.

2. Спрос – это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять – к какому периоду времени относится величина спроса и «сам» спрос.

3. При определении спроса, очень важны условия, при которых он формируется.

Итак, рассмотрим сначала понятие объем (величина) спроса, который зависит от цены данного товара (P), затем «сам» спрос.

Объем спроса – это максимальное количество товара, которое покупатели (покупатель) желают приобрести за некоторый период времени по данной цене.

«Сам» спрос зависит, в свою очередь, от множества других, неценовых факторов.

К ним, например, относятся:

- цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, или товаров субститутов (Ps);

- цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплиментарных товаров (Pc);

- доход потребителя, выделяемый для покупки данного товара (Y);

- вкусы и предпочтения потребителя (Z);

- объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

- ожидания потребителя (E);

Функцией спроса,тогда будет называться зависимость величины спроса от соответствующих факторов:

Qd = f (P, Ps, Pc, Y, Z, N, E)

Если признать все факторы, кроме цены данного товара, постоянными, то при прочих равных условиях, объем спроса предстает как однофакторная функция:

Qd = f(P)

Зависимость объема (величины) спроса от цены данного товара можно показать и с помощью таблицы 1.

Таблица 1

Цена товара (руб.) Объем Предложения (кг.) Объем Спроса (кг.) Состояние рынка: излишек +; дефицит – Давление на цены  
      + 10000, S>D, избыток Понижающее
      + 6000, S>D, избыток Понижающее
      0, S=D, равенство Нейтральное
      – 7000, S<D, дефицит Повышающее
      – 15000, S<D, дефицит Повышающее

Зависимость между ценой данного товара (P) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлен в виде графика, который строится по данной таблице. Этот график называется кривой спроса, которая выражает графически обратную зависимость между объемом (величиной) спроса и ценой данного товара (рис.1).




Рисунок показывает, что объем (величина) спроса имеет обратную зависимость от цены данного товара (P), что иллюстрируется движением точки по кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей, нисходящей, отрицательной, вогнутой.

Вместе с тем, взаимосвязь цены данного товара и покупаемого количества товара можно рассматривать и в обратном направлении: Q3 → Р3, (рис.1). В таком случае, та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за каждое данное количество товара.

В представляющей рассматриваемую зависимость таблице спроса для выражения обратной зависимости цены от количества приобретаемого товара надо просто поменять местами строки и покупаемых количеств товара.

А в аналитической форме такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить данный покупатель, от количества покупаемого товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции спроса:

Pd = h (Q)

Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается. Именно поэтому оптовые цены ниже розничных цен.

Итак, между ценой товара и объемом спроса существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены – зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот.



Закон спроса гласит: при прочих равных условиях, спрос на товары, в количественном выражении, изменяется в обратной зависимости от цен.

Этот закон верен для большинства нормальных товаров, т.е. товаров, объем покупок которых, растет вместе с ростом дохода.

Однако всегда необходимо смотреть, выполняется ли условие «при прочих равных условиях». Если это условие не выполняется, то функция спроса может измениться. Следовательно, изменение закупок может произойти не по причине изменения цены данного товара, а вследствие других факторов – меняется «сам» спрос. Если условие «при прочих равных условиях» выполняется, то спрос или функция спроса остаются неизменными.

ЗАКОН СПРОСА – ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо придает поведению покупателей и продавцовобъективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Закон спроса важен тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития – ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита, там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель. Именно поэтому подлинный рынок – это равноправие спроса и предложения.

Однако закон не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и т.п.), являющихся предметами роскоши.

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары, (например, при переключении спроса с маргарина на сливочное масло). Так, снижение цен на маргарин не увеличит спрос на него.

В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.

1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя, он всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару. То есть, при снижении цены на товар потребитель хочет и может приобрести больше этого и других нормальных товаров.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, то это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен. То есть, товар при снижении на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.

Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

Это происходит по двум причинам: при снижении цен потребитель хочет приобрести больше товара (действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).

Необходимо четко различать «величину» спроса и «сам» спрос. Как было уже отмечено, величина спроса зависит от цены данного товара, а «сам» спрос от неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся все факторы, кроме цены данного товара. Кроме указанных ранее на изменение «самого» спроса влияют еще следующие неценовые факторы:

1) число покупателей;

2) изменения в денежных доходах населения.

3) изменение цен на другие товары (субституты и комплиментарные);

4) изменение структуры населения.

Влияние изменений неценовых факторов показывается сдвигом кривой спроса в пространстве. Увеличение спроса – вправо вверх; уменьшение – влево вниз (рис. 1).

«Парадоксы» закона спроса

Причинами их появления «парадоксов» спроса являются факты якобы нарушения закона спроса. Покажем, что никакого нарушения закона спроса нет.

1) Объясним первую ситуацию, когда, например, повышение цены сопровождается ростом спроса.

Примером его, в частности, является эффект, описанный Робертом Гиффином (1837 – 1910), при наблюдении за бюджетами беднейших семей Англии и Ирландии. Так, он выяснил, что при повышении цены на картофель и хлеб, его потребление в рабочих семьях, наоборот, выросло. В данном случае эффект объясняется тем, что картофель и хлеб являлись малоценными, но основными продуктами питания малоимущих слоев населения, и повышение цены на них уменьшило потребление других продуктов, за счет замещения картофелем и хлебом потребления других продуктов.

Имеются и другие объяснения данного «парадокса». В частности, ситуация, когда повышение цены сопровождается ростом спроса, лишь внешне противоречит закону спроса и потому, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цен. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернуться очевидной выгодой завтра – экономией на покупке товара по еще большей цене. Отсюда можно сделать вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем (например, инфляционное ожидание), т.е. не только реальная, но и ожидаемая цена.

2) Второй случай, когда снижение цены может вызвать не увеличение спроса, а напротив – стимулировать его падение.

Здесь вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз». И опять, действительно глупо покупать сегодня то, что завтра может быть стоить дешевле.Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены.

3)Третий «парадокс» – это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие и некоторые другие группы товаров. И здесь вновь покупатель определяет вектор, тенденцию динамики таких товаров. И действительно, поскольку эти товары устойчиво дорогие, т.е. их цена, имеет тенденцию к возрастанию, то это – та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это также соответствует логике закона спроса.





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 8775; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9717 - | 7432 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Введение. Современный бой является общевойсковым боем. Для него характерны применение ядерного оружия, участие большого количества сухопутных войск с их разнообразной
  2. VIII.I. Теоретическое и практическое значение проблемы происхождения нефти и газа
  3. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ник), рис, нашедший применение в Ломбардии, хлопчатник, нашедший место в Южной Испании. Раньше о хлопке доходили в Европу только рассказы о том, что на
  4. АГРОНАУКА В XVIII веке. против «клевероутомления», и применение гипса стало распространяться. Но одного гипса было недостаточно, а кроме того, однолетнее пользование было
  5. Анализ рельефа земель сельхозугодий с применением ArcView GIS 3.1
  6. Атаки второго намерения. Широкое применение в сабельном фехтовании разного рода контратак и ответов ударом по голове приводит саблистов к необходимости применять контрмеры в виде атак
  7. Безработица. Цикличность при изменении совокупного спроса в модели AD-AS
  8. Белок-белковое взаимодействие
  9. В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены
  10. В отличие от координации, взаимодействие исполняется на уровне отдельных предприятий
  11. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. Однако из данного правила существуют и исключения
  12. В последние годы получили применение


 

34.226.244.70 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.