Временное пространство закона спроса

Дополнительные затраты и закон спроса

Инфляция и закон спроса

В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции, т.е. постоянного повышения среднего (общего) уровня цен, вследствие переполнения каналов товарно-денежного обращения излишком денег и падения покупательной способности денежной единицы.

Инфляция затрудняет определение зависимости величины спроса от рыночного движения цен («закон спроса») и влияние на динамику величины спроса инфляционного роста цен. Учет инфляции обеспечивается различными методами, в частности, путем дисконтирования и вычисления инфляционной премии.

Таким образом, понимание того, что инфляция означает рост номинальной денежной цены товара, объясняет нам кажущее нарушение закона спроса, когда спрос остается неизменным при инфляционном росте цен.

Денежная цена товара не является единственным фактором, влияющим на изменение величины спроса. И это потому, что денежная цена товара не отражает все затраты покупателя на данный товар. Такими затратами, например, являются дополнительные затраты на эксплуатацию товара, утилизацию отходов от него и т.п.

То есть, чем больше дополнительных затрат на данный товар, тем меньше величина спроса.

Ответная реакция величины спроса на изменение цены является «временным процессом». учет времени в действии закона спроса помогает понять, почему на начальном этапе рост цены может не снижать величину спроса – потребителю просто некуда деться. Но если взять максимально продолжительный временной интервал, то мы убедимся в том, что подорожание любого товара будет сопровождаться уменьшением спроса и наоборот.

1.2. Предложение: его факторы и кривая. Закон предложения

Анализ рыночной экономики был начат со спроса, так как он ближе интересам потребителей, но создает товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров (услуг), выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть «цена предложения».

Предложение, как и спрос, – особая самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ рыночной цены и величины предложения.

То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудование, машины и т.п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе:

- изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, одежда, мебель и т.п.);

- изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика и т.п.);

- услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект). Такие услуги, например, предоставляют: рестораны, туристические фирмы и т.п.

Состав и объем предложения постоянно меняется, увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Предложение – количество товаров (услуг), которые фирмы и другие производители, владельцы товаров готовы продать по заданной цене при данных условиях.

С психологической точки зрения закон предложения выражается в том, что при росте цены увеличивается желание продать товар.

Анализ предложения также начнем с его количественной стороны. Как и в случае со спросом, одного желания или даже возможности произвести данный товар (оказать услуги) и доставить его на рынок недостаточно. Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара.

Соответственно, объем (величина) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.

Объем (величина) предложения – это поток, также протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения.

Далее, чрезвычайно важны и условия, при которых определяется величина предложения, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится, принимающий решение о продаже производитель.

Необходимо также различать два понятия: объем (величину) спроса и «сам» спрос.

Объем (величина) спроса зависит от цены данного товара (P). Его изменение графически иллюстрируется движением точки вдоль кривой предложения.

«Сам» спрос зависит от неценовых факторов. К ним, например, относятся:

- цены товаров-заменителей (субститутов) – Ps;

- цены дополняющих товаров (комплиментарных товаров) – Pc;

- издержки производства;

- налоги, субсидии (Т);

- объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства – N;

- применяемые технологии (К).

Построенная, с учетом воздействия ценовых и неценовых факторов, функция предложения будет характеризовать зависимость предложения от данных факторов:

Qs = f (P, Ps, Pc, С, Т, N, E, К)

Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все факторы, за исключением цены, остаются неизменными (при прочих равных условиях), мы можем получить упрощенную однофакторную функцию предложения:

Qs = f (P)

Используя данные таблицы 1, можно также построить кривую предложения (рис. 2).

Все факторы, кроме цены данного товара, изменяют функцию предложения, что графически иллюстрируется сдвигом кривой предложения в пространстве. Уменьшение самого предложения – влево-вверх (S1 → S2); увеличение – вправо-вниз (S1 → S3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: