Лекция №4.
Рынок — это целостная система экономических отношений между продавцами и покупателями, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Рынок классифицируют по различным признакам:
1) В зависимости от экономического содержания различают следующие виды рынков: а) товаров народного потребления; б) средств производства; в) услуг; г) ноу-хау (научно-технические и экономические знания, производственный и хозяйственный опыт, специальные навыки, необходимые для организации производства и реализации продукции); д) инвестиций (затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов); е) рабочей силы.
2) В зависимости от степени развития конкуренции выделяют такие виды рынков, как:
а) рынок монополии (форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями). Чистая монополия - это положение на рынке, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги;
б) рынок олигополии (рынок на котором господствуют несколько крупных фирм, производящих стандартизированные товары);
в) рынок чистой конкуренции (состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров);
г) рынок несовершенной конкуренции (Монополистическая конкуренция -складывается на рынке, с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии предлагаемых товаров, продаваемых по разным ценам. Для подавления конкуренции со стороны других фирм используются ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам; распространение ложных сведений о качестве товара и т.д.).
3) В зависимости от соотношения спроса и предложения различают: рынок покупателя и рынок продавца.
4) В зависимости от масштабов производства выделяют: внутренний рынок и внешний рынок.
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях: 1) посредническая функция (рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей); 2) регулирующая функция (важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство); 3) информационная функция (дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг, которые поставляются на рынок; 4) санирующая функция (с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых нежизнеспособных единиц и дает «зеленый свет» более предприимчивым и активным.
Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Спрос и предложение — это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.
Первая особенность спроса проявляется в обратной зависимости между ценой товара и количеством его покупок по данной цене. В реальных
условиях рынка эта особенность выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к ее росту, тем меньшее количество благ и услуг будет куплено потребителями. И наоборот, если цена товара снижается или имеется тенденция к ее снижению, количество продаж данного блага или услуги будет возрастать.
Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене. Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребностей в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количества его покупок потребителями.
Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение также в субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимно заменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.
Характерную обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса(рис1, а). Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, та как описывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Проследить характерные для функции спроса зависимости можно с помощью нескольких произвольно взятых точек (а, Ь, с) на кривой спроса (d). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены (Р) и количества (Q) продаваемых благ. Движение по неизменной кривой спроса из одной точки в другую означает не изменения спроса, а изменение цен, которому соответствует изменившееся количество покупок при постоянном спросе. Изменяющийся спрос — это смещение всей кривой спроса. Например, повышение спроса может быть показано смещением всей кривой вправо вверх (рис.1, б); снижение спроса — смещением кривой влево вниз (рис.1, в).
Рис. 5.1. График спроса:
а) функция спроса; б) рост спроса; в) снижение спроса
Падающий вид кривой означает также постепенное убывание покупательского спроса из-за снижающейся предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара, что означает, во-первых, необходимость постепенного снижения его цены; во-вторых, необходимость постоянного обновления ассортимента предлагаемых покупателям товаров. Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.
Следует различать обычное изменение количества покупок товаров под воздействием движения цен от изменения собственно спроса. Как отмечалось выше, количество покупок товаров обратно пропорционально движению их цен и ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары.
Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен. К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие:
• уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;
• наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;
• влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;
• гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров и т.п.
Что происходит в подобных случаях с функцией спроса и как ее изобразить на графике?
Очевидно, что спрос в целом не бывает статичным, но перечисленные неценовые факторы существенно усиливают его изменения.
Рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.
У каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена на рис.1(абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.
Рис. 1. Кривая предложения:
а) функция предложения; б) увеличение предложения; в) снижение предложения
Кривая предложения имеет вид возрастающей линии с положительным наклоном. Это свойственно всякой функции, где между определяющими ее переменными имеется прямая зависимость.
Изменяющееся предложение товаров — это особое понятие характеризующее «закон предложения». Оно не тождественно понятию «изменение количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены». Суть различий между этими понятиями можно объяснить с помощью функции предложения на рис.1а, где точки на кривой предложения означают движение цены, вызвавшее соответствующее изменение количества товаров. Рост цен приводит к росту количества выпускаемых товаров. И наоборот, снижение цен — к снижению количества выпуска товаров фирмами. Такие изменения могут быть представлены на статичной, не меняющейся кривой предложения.
Ситуация изменяющегося предложения товаров представлена на рис. 1б и1 в, где меняющееся количество выпуска товаров происходит независимо от движения цен этих товаров. Рост предложения товаров на рынках представлен кривой на рис. 1 б, сместившейся вправо вниз, что означает увеличение выпуска товаров, независимо от их рыночной цены. И наоборот, снижение предложения (рис.1в) представляет кривая, сместившаяся влево вверх, что означает снижение количества выпуска товаров при неизменной их цене на рынках.
Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или иную сторону, происходит под воздействием следующих причин:
• изменения объема и структуры инвестиций (капиталовложений) на фирмах, выпускающих данные блага;
• наличия на рынках ресурсов взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства (таких, как труд, капитал и др.) их качества и уровня цен;
• изменения, обновления, совершенствования технологий производства, позволяющих экономить ресурсы при выпуске товаров или улучшать организацию труда, снижать издержки производства;
• тенденций налогообложения, напрямую влияющих на уровень
цен товаров, а соответственно, на спрос и количество их предложения на рынках;
• наличия или отсутствия субсидий или иных форм поддержки производителей;
• условий продажи товаров, например, таких как реклама, маркетинг и т.п.)
Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения.
Равновесная цена означает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.
Равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на рис. 2.
Равновесная цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qе), отмеченное на оси абсцисс.
Как показано на рисунке2, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd=Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия.
Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Э ластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Коэффициент эластичности исчисляется как отношение прироста величины спроса к приросту цены.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса равен:
где —величина спроса до и после изменения цены,шт.; — изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности спроса (Е0= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса спрос неэластичен (Е0< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса, говорят об эластичности спросе (Е0 > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:
,где Q- величина спроса, а I-доход покупателей.
Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
где — предложение до и после изменения цены;, — цены до и после изменения; «S» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматривается три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.
Таким образом, эластичное предложение— это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1 %-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 % под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин. Единичная эластичность возникает, когда повышение цены на 1 % вызывает рост выпуска товаров также на 1%. Такая ситуация возможна и из-за непродолжительного повышения спроса, вследствие которого производство отреагирует лишь увеличением переменного капитала. При неэластичном предложении 1% повышения цен вызывает рост выпуска менее чем на 1%, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений (т.е. инвестиции основного капитала) в производство товаров данного вида.