Теория спроса и предложения

1. Теория спроса

2. Теория предложения

3. Рыночное равновесие

Теория спроса.

Понятие спроса на данный товар или услугу отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия – величина (или объём) спроса на некоторый товар.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести на рынке за некоторый период (день, месяц, год)

Спрос – это количество товара и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный временной период.

Важно различать объём спроса и сам спрос. На изменение величины спроса влияет изменение цены, а на изменение спроса оказывают влияние и следующие неценовые факторы:

· Изменение денежного дохода (I)

· Изменение структуры населения

· Изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты) (Px,y)

· Изменение цен на взаимодополняемые товары (Pa,b)

· Количество покупателей на рынке (N)

· Изменение предпочтений (Т)

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса

Qd = f (Pab.., Px,y, I, N, T),

Если все факторы представить неизменными, то можно перейти от функции (1) к функции спроса от цены

Qda= f(Pa).

Функция спроса может быть представлена тремя способами:

1) Табличным

2) Графическим

3) Аналитическим: Qd = a – bp

Кривая спроса (demand curve) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

По кривой спроса, хорошо видно, что чем выше цена i-го товара, тем меньше его спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Возможна и другая формулировка закона: при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Этим объясняется отрицательный наклон кривой спроса.

Необходимо различать изменение объёма спроса и изменение спроса. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки данной кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает.

Теория предложения

Следует также различать предложение и величину предложения.

Предложение – это количество товара (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене за определенный промежуток времени при различных ценах на данный товар.

Величина предложения – это количество товара или услуг, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара

Существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения, то есть с ростом цены и возрастает и предложение. Эта зависимость называется законом предложения. Возможна и другая формулировка этого закона: объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар.

Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего.

Эта взаимосвязь также может быть представлена тремя способами

1) Табличным

2) Графическим

3) Аналитическим Qs = a + bp

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы, продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Изменение цены приводит к изменению величины предложения, передвигая его в другие точки данной кривой предложения от одной комбинации «цена-предложение» к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если уменьшается.

К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:

· Технически возможности производителя, характер, применяемый технологии (К)

· Цены используемых ресурсов (Рr)

· Налоги и дотации (T,S)

· Ожидание продавцов (W)

· Цены на другие товары (Pn)

· Число продавцов (N)

· Прочие факторы (B)

С учетом зависимости от этих факторов функция предложения имеет вид

Qs = f (Pr, K,P,T,S,W,B,Pn, N)

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объём или рыночное равновесие.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: