Рациональность потребителя, его предпочтения и полезность

Свобода потребительский выбора

Известно, что свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или набор товаров), из предлагаемых на рынке товаров, ему приобретать, а какие – нет. Нарушение этой свободы приводит к отрицательным последствиям для производителей. Потребитель, лишенный свободы выбора, не сможет подавать своим поведением «сигналы» производителю, что и в каких количествах следует производить, а что – нет. Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других – меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, «черные рынки», спекуляция и т.п.

Конечно, в действительности разного рода ограничения свободы потребительского выбора существуют. Они могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие, неурожай и т.п.) и выражаются чаще всего в установлении норм потребления по карточкам (талонам) некоторых (иногда – почти всех) товаров. В большинстве случаев такие ограничения носят вынужденный и временный характер.

Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара не сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества).

Бывают, однако, ограничения другого рода, когда производство тех или иных товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. Например, запрет продавать спиртосодержащие напитки или введение «сухого закона». История таких запретов, в том числе и в бывшем СССР, очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.

Поэтому важно помнить, что ограничение свободы выбора – весьма опасное оружие. Пользоваться им надо очень осторожно, не покушаясь на право потребителя самому решать, что «хорошо», а что «плохо». В противном случае, покушение на свободу потребительского выбора может привести к всевластию административных органов, которые будут решать за людей: что, как и сколько им потреблять.

В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.

В самом общем смысле слова, вести себя рационально – значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях

Экономисты, в отличие от философов, социологов, не ставят вопрос о целях рационального поведения. Их интересует другое – как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.

Покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, (услуг), предлагаемых ему на рынке. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Экономическая теории утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т.е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм Козьмы Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Тем не менее, можно смело утверждать, что большинство потребителей действительно ведут себя рационально, то есть стремятся получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

Особо следует также подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально – вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто действительно выбрал наилучший (с его субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений, и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

Если заменить слово « удовлетворение » более подходящим для данной ситуации термином « полезность », то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Категория «полезность» играет в экономической теории настолько важную роль, что на ее характеристике следует остановиться поподробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: