Выбор потребителя и функция спроса. Выведение индивидуальной и рыночной кривой спроса на рынке отдельного товара. Кривая Энгеля.
Потребительский выбор и его особенности. Теория предельной полезности.
Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Применение ценовой эластичности предложения
Говоря про ценовую эластичность предложения и его применимость на практике, можно привести несколько примеров ее значимости в экономической деятельности.
Эластичность предложения является положительной, поскольку цена и величина предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов, в том числе от самой возможности и затрат на длительное хранение данного товара, условий его производства и гибкости реакции последнего на изменение рыночной конъюнктуры (особенно возможностей переналаживания оборудования и переквалификации рабочих либо привлечения новых факторов производства). Еще большую, чем для спроса, роль играет при этом фактор времени, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Очевидно, что с расширением границ временного интервала эластичность предложения, как правило, повышается. Другими словами, чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.
|
|
3.2. Функция полезности. Равновесное состояние потребителя: кривые безразличия, бюджеты и цены.
Потребительский выбор, его особенности. «Суверенитет потребителя»
Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их производство и предложение на рынках.
На первый взгляд, поведение отдельного потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т.п. Даже на рынке собственно потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товары? Да, может.
|
|
Причинами, факторами влияния потребителя на экономику являются:
1. Общество, как известно, состоит из потребителей, то есть фирма имеет дело с коллективом потребителей, которые, вдобавок, в цивилизованных странах, объединены в различные общества, союзы, ассоциации.
2. Каждый потребитель обладает почти полным «суверенитетом». То есть, каждый из потребителей принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок.
3. Фирмы объективно вынуждены учитывать коллективное мнение потребителей, когда решают три главных для себя вопроса: что производить, как производит и для кого производить.
4. Менеджерам фирм хорошо известно о том, что если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет – фирма может и разориться или потерять часть прибыли.
Таким образом, в рыночной экономике действует механизм обратной связи между производителем и покупателем, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Такой механизм, правило действует и на всех других рынках. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т.е. с такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило – большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей.
Таким образом, без всякого преувеличения, потребителя можно назвать «королем рынка», наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, «голосуя» своим рублем (долларом, евро и т.д.) «за» или «против» произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.