double arrow

Д. Донской и выдвижение Москвы как организатора борьбы за свержение монголо-татарского ига


Московское княжество во второй четверти XIV в.

Москва и Тверь в XIV в.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. И.Д. Калита.

Предпосылки и причины возвышения Москвы.

Иловайский: Географическое положение, дающее политические и торговые выгоды; Личности московских князей и их политику (князья самих татар сделали оружием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой); Определенная в пользу Москвы политика татар; Сочувствие боярства и духовенства; Правильность престолонаследия в Москве. Платонов: 1. Географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства; 2. Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего на имели тверские князья, несмотря на одинаковое выгодное положение Тверского княжества и Московского. Соловьёв: срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.

Иван Даниилович Калита (1325—1340). Перехватил у тверских князей «ярлык» на великое княжение. С 1327 г. он получает право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды. Дань собирает «железной рукой», подавляя сопротивление. Немалая часть денег остается в его казне (отсюда прозвище «Калита» — денежный мешок). Часть земель он прикупает к своим владениям у соседних мелких князьков. Эту политику продолжили его наследники: Семен Гордый (1340—1353), Иван Красный (1353—1359) и Дмитрий Донской (1359—1389). Добился от монголо-татар закрепления ярлыка на великое княжение по наследственному принципу - за ветвью Александра Невского. Один из первых «собирателей русских земель». Убедил митрополита РПЦ Петра в 1325г. переехать из Твери в Москву.




Тверь попыталась вести борьбу с татарами. В ответ разорение Твери. Конфликт о том, кто займет великое княжение Владимирское после смерти князя Александра Александровича. В этот конфликт вмешиваются церковные иерархи. Борьба между Михаилом Ярославичем Тверским, получившим ярлык на великое княжение владимирское, и Юрием Даниловичем Московским. Когда Юрий Московский стал великим князем, он собрал с Твери дань для хана (2000 гривен), но не отправил её в Орду. Сын Михаила, Дмитрий Грозные Очи, обратился к хану с жалобой на Юрия и получил ярлык (1322). Спустя 2 года убил Юрия перед ханом, за что спустя год сам был убит, а великое княжение владимирское передано его брату Александру Михайловичу, который тогда же заключил договор с Новгородом.

В процессе объединения Руси внутри Московского княжества во второй четверти XIV в. вспыхнули феодальные распри, а к концу XIV в. образовалось несколько удельных княжеств, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были княжества с центрами в Галиче и Звенигороде. Их получил сын Дмитрия – Юрий. После смерти великого князя Василия I Юрий, старший в роду, начал борьбу со своим племянником Василием II, сыном Василия. После смерти Юрия борьбу продолжили его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Формально эта борьба велась из-за порядка престолонаследования, но в ней был и другой смысл – борьба сторонников и противников государственной централизации. Московский князь за централизацию, а князь Галицкий представлял силы феодального сепаратизма. После того как московское боярство и церковь поддержали Василия II Темного, Шемяка был сослан в Новгород, где и умер.



Со второй половины XIV в. проявились признаки начавшегося феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, выделение внутри ее самостоятельных и полусамостоятельных «орд». Начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим в конце 70-х годов к власти темником Мамаем. В 70-х годах Дмитрий Иванович оказывает помощь нижегородскому и рязанскому князьям в отражении вторжений ордынцев. В 1378 г; на реке Воже в Рязанской земле московские войска наголову разгромили сильное ордынское войско мурзы Бегича, посланного Мамаем в грабительский поход. С соединением «великого княжения Владимирского» с Московским княжеством Москва центр территориального и национального формирования.







Сейчас читают про: