Модели взаимодействия мультипликатора и акселератора

Они являются базовыми кейнсианскими моделями цикличности экономического развития. В соответствии с данной концепцией импульсом для возникновения циклических колебаний в экономике служит автономное приращение какой-либо составляющей автономного спроса.

Рост совокупного спроса, как следует из кейнсианской теории, порождает мультипликативный эффект, в результате которого конечный прирост национального дохода превышает первоначальный прирост совокупного спроса на величину, равную значению мультипликатора автономных расходов.

До тех пор, пока экономика имеет свободные производственные мощности, рост совокупного спроса удовлетворяется за счет вовлечения в производство уже имеющихся мощностей (факторов производства). В этом случае наблюдается лишь единичный импульс, недостаточный однако для возникновения циклических колебаний.

Если же на имеющихся производственных мощностях удовлетворить рост совокупного спроса невозможно, то предприниматели вынуждены осуществлять индуцированные инвестиции для создания дополнительных мощностей. В результате возникает эффект взаимодействия мультипликатора и акселератора: прирост совокупного спроса вызывает индуцированные инвестиции, последние увеличивают совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает новые индуцированные инвестиции.

Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора позволяет определить условия, при которых начавшийся процесс будет носить циклический (колебательный) характер, описывает механизм циклических колебаний и рассматривает условия приспособления к новому состоянию равновесия. Наиболее известной из моделей данного класса является модель Самуэльсона-Хикса.

Неоклассические теории бизнес-цикла

В течение длительного времени (до 1970-х годов), кейнсианские теории цикла были главенствующими (можно сказать – единственными), так как считалось, что основные постулаты классики: гибкость цен, зарплаты и совершенная конкуренция приводят к тому, что любые изменения (колебания) в спросе влияют на цены, но не отражаются в реальном выпуске.

Однако, в последние годы были предложены модели с абсолютно гибкими ценами и зарплатой, в которых импульсы совокупного спроса могут порождать не только изменения в предложении, но и циклические колебания. Различают две группы моделей: в одной экономические субъекты имеют неполную информацию и в условиях воздействия на экономику разнообразных шоков совершают ошибки в принятии решений об уровне предложения (модель несовершенной информации), в другой – технологические шоки непосредственно воздействуют на экономику, и результатом колебаний совокупного предложения является добровольное изменение предложения труда (модель реального бизнес-цикла).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: