double arrow

Российское крестьянство в XIV—XV вв


Военные реформы середины XVI в.

Русская живопись XVI в.

Строительство Московского Кремля.

Россия и Крым в XVI в.

Крымское ханство, никогда не жило вполне самостоятельной жизнью. Сначала зависело от Золотой Орды и управлялось наместниками, потом от Турции. Хан Девлет I (1551-77) мечтал собственными силами восстановить величие татар и вел постоянные войны с Иваном Грозным, тщетно добиваясь возвращения Казани и Астрахани. Для осуществления этой цели он принял предложение Турции о соединении Волги и Дона каналом. Он не достиг своей цели, но нашествием на Россию и взятием Москвы, заставил Ивана IV дать обязательство, уплачивать ежегодно. Но после него сила Крыма стала падать.

В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. Ими в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Под руководством Аристотеля Фьорованти в 1476-1479 гг. строится главный собор Кремля - Успенский. В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. 1487-1491 возводится Грановитая палата (от обработки стен "гранями", внутри представлявшая собой квадратный зал).




Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. Дионисий. Он был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью. Вместе с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. В русской иконописи 16 века, зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество. В русской живописи 16 века усиливается декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин. Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.

Вопросы, касавшиеся формирования русской армии, рассматривались в "Уложении о службе", принятом в 1556 г. Вотчины уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики. Военная служба начиналась с 15 лет. В 1550 г. был создан корпус стрельцов. Стрельцы представляли постоянное войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Однако основной военной силой оставалось дворянское ополчение. Управление войском осложнял обычай местничества (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности). Поэтому Иван IV запретил в армии местничество. В Московском уезде была "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения. Был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "по прибору" (по набору). С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина.



Исчезновению терминов: люди, смерды, изгои, закупы и появление к концу XIV в. нового термина — крестьяне. Две категории: крестьяне-общинники, жившие на государственных «черных» землях и феодально зависимых от государства, и крестьяне владельческие, ведшие свое хозяйство на надельной земле в системе феодальной вотчины (княжеской, боярской, монастырской, поместной) и лично зависимые (в разной степени) от феодалов. В XIV—XV вв. в источниках появляется ряд новых терминов — «старожильцы», «люди пришлые», «люди окупленные», «серебряники», «половники» и т.д. 1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.







Сейчас читают про: