Регулирование проблем демографии, голода и безработицы осуществляется как на международном, так и на национальном уровне.
На международном уровне эти вопросы решают следующие организации:
· Международная организация труда (МОТ);
· Комиссии и комиссариаты ООН но беженцам, продовольствию, демографическим проблемам;
· Международная продовольственная ассоциация (ФАО).
Последней оказывается техническая помощь, содействие в подготовке кадров, предоставление консультаций, экспертиз, распространение новых высокоурожайных культур, передача достижений в области биотехнологий, помощь в строительстве инфраструктурных объектов.
На национальном уровне усилия правительств и местных органов власти направляются на проведение следующих мероприятий:
· интенсивное развитие крупных фермерских и коллективных хозяйств;
· развитие и широкое внедрение с помощью государства биотехнологий, обеспечивающих резкое увеличение урожайности; оказание научно-технической и селекционной помощи:
|
|
· развитие системы государственных заказов на сельскохозяйственную продукцию;
· масштабное строительство элеваторов, мукомольных комбинатов, перерабатывающих предприятий;
· налоговое и иное стимулирование, регулирование количества рабочих мест.
Координация международных усилий в области науки, образования, культуры, освоении космоса и Мирового океана. Экологическая проблема
Экологическая проблема порождена активной хозяйственной деятельностью человека и имеет два аспекта.
Первый связан с загрязнением природной среды производственными и бытовыми отходами; второй - с истощением се ресурсов вследствие их хищнического использования людьми. Причины варварского отношения к природе в обоих случаях одинаковы - стремление сэкономить деньги за счет «даровых» ее благ, главным из которых является способность окружающей среды к естественному воспроизводству своих элементов и самоочищению. Однако возможности того и другого не безграничны, в то время как масштабы деятельности человека и его вторжения в природу до настоящего времени предела не знают.
В результате наступает момент, когда окружающая среда не может справиться с последствиями вторжения в нее человека и начинает деградировать.
В наши дни в отравлении природной среды участвует до 100 тыс. химических веществ (химикаты, пестициды, кормовые добавки, косметические, лекарственные и другие препараты). Особо опасное воздействие вызывают фреоны. В результате их воздействия защитный слой атмосферы сократился на 2-5%. Одним из главных последствий экологического кризиса является уменьшение биологического разнообразия живых организмов. За последние 200 лет на планете исчезли 900 тыс. видов растений и животных.
|
|
Сегодня экологическая проблема может рассматриваться в грех основных аспектах.
Нарушение целостности атмосферы планеты, обусловленное следующими причинами:
· загрязнением воздушной среды твердыми, жидкими и газообразными отходами производственно-хозяйственной деятельности;
· повреждением озонового слоя планеты,
· глобальным потеплением климата.
Эту опасность усиливает неконтролируемый рост энергопотребления, в том числе в развивающихся странах (в первую очередь в Ките и Индии, значительно расширяющих свое промышленное производство).
Высокое загрязнение ряда регионов Европы и Америки приводит к новому социальном} явлению - увеличению оттока населения из них.
В 1994 г. страны мирового сообщества, объединившись в решении этой проблем заключили Рамочную конвенцию о том, что количество парниковых газов (условно 00-2 в тоннах), выбрасываемых в атмосферу, в будущем не должно превышать уровень 1990 г. Послабление было сделано для развивающихся стран, чтобы обеспечить им возможность промышленного роста.
В декабре 1997 г. в японском городе Киото совещание стран, заключивших конвенцию, предложило подписать Протокол, согласно которому промышленно развитые государства к 2008 2012 гг. сократят свои выбросы в атмосферу не менее, чем на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. Киотский протокол, ставший своеобразным приложением к Рамочной конвенции, возлагал на страны-участницы конкретные юридические обязательства и предусматривал ответственность за их невыполнение в виде крупных штрафов.
Участники климатического саммита, который прошел в Копенгагене в декабре 2009 года, не пришли к согласию по документу, который мог бы заменить собой Киотский протокол, действие которого истекает в 2012 году. Лишь несколько ведущих стран подписали декларативный, ни к чему не обязывающий документ, который был принят к сведению, но фактически не поддержан остальными участниками форума. Этот документ встретил резкое неприятие со стороны таких латиноамериканских стран как Куба, Боливия, Венесуэла и Никарагуа.
США, Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка "договорились поставить целью ограничение роста температуры на планете 2 градусами и, что важно, действовать в этом направлении". США выделит $3 млрд первым взносом. Для сравнения: Япония готова выделить $15 млрд в три года, Европейский союз — $11 млрд, Россия — $200. Однако даже суммы $100 млрд может оказаться недостаточно. По подсчетам Китая, сокращение выбросов и другие меры для предотвращения глобального потепления, принятые развивающимися странами, обойдутся в $350 млрд.
Документ содержит также упоминание о помощи развивающимся странам на борьбу с вредными эмиссиями в размере 30 млрд долларов в течение трех предстоящих лет и 100 млн долларов ежегодно к 2020 году.
В Боливии в апреле 2010 году будет проведена конференция для обсуждения и подготовки предложений ООН по правам матери-Земли", а главная задача этого саммита - достигнуть консенсуса в преддверии итоговой конференции по климату, которая пройдет в столице Мексики в конце 2010 года.
Парадоксально то, что охранять и рационально использовать природу чрезвычайно выгодно экономически. Эффективное решение проблемы охраны окружающей среды обеспечивает поддержание экологического равновесия па пашей планете, сохранение здоровья людей и укрепление международных экономических отношений. Л отсюда возникает и дополнительная экономия средств.
Но добровольно ни один субъект природу не охраняет и не восстанавливает. Причина состоит в том, что выгода от этого достается всем, а средства вкладывает только один, и его личные затраты не только не приносят выгоды, но и вообще не могут окупиться.
|
|
Поэтому вопросами охраны природы должно заниматься государство с помощью экологического законодательства, которое в принудительном порядке под грозой штрафов и иных наказаний заставляет субъектов соблюдать установленные требования в этой области, а также специализированные организации, осуществляющие необходимые природоохранные мероприятия.
На международном уровне природоохранная деятельность координируется:
· декларацией об охране окружающей среды (принята в 1992 г. в Рио-де-Жанейро 178 странами);
· решениями международных совещаний (например, Совещания стран мира в 1998 г. по итогам реализации упомянутой Декларации);
· двусторонними соглашениями отдельных стран.
Проблема истощения природных ресурсов
Борьба с глобальными эпидемиями: СПИДом, холерой, чумой, проказой и т.д.
Лекция 9. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. 1.Понятие природно-ресурсного потенциала. 2.Ресурсы минерального сырья и топлива. 3.Земельные, водные и лесные ресурсы. 4.Распределение природных ресурсов между странами. Роль природных ресурсов в мировой экономике. |
Рисунок 9.1.