Максимизация прибыли. Общие принципы выбора фирмой объема производства. Предельный анализ максимизации прибыли. Графический анализ изменения прибыли с увеличением выпуска за короткий период времени. Цена, предельные издержки, средние издержки и выпуск, максимизирующий прибыль.
Работа на уровне самоокупаемости. Условие минимизации потерь. Условие прекращения фирмой производства в краткосрочном периоде.
Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы. Факторы, определяющие краткосрочное рыночное предложение. Ценовая эластичность предложения. Использование кривых предложения для подсчета выигрыша производителя.
Конкурентное равновесие в долгосрочном плане. Характеристики долгосрочного конкурентного равновесия. Парадокс прибыли. Приспособление отрасли к увеличению и уменьшению спроса. Отрасли с возрастающими и убывающими издержками.
Кривые издержек, рассмотренные в предыдущей теме, описывают минимальные издержки, при которых фирма может выпускать различные объемы продукции. Зная их, мы можем теперь обратиться к решению основной проблемы, стоящей перед любой фирмой: какой объем продукции следует выпускать? В данной главе мы увидим, как в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает оптимальный объем производства, который позволяет ей получить максимальную прибыль. Мы также увидим, как на основании выбора объема производства отдельными фирмами создается кривая предложения целой отрасли.
|
|
Наши рассуждения о производстве и издержках в предыдущих темах относятся к фирмам, функционирующим на любом рынке. В данной теме мы рассмотрим только фирмы, действующие на рынках совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции все фирмы выпускают одинаковую продукцию и каждая фирма столь мала по отношению ко всей отрасли, что ее решения в области производства не влияют на рыночную цену. Новые фирмы могут легко войти в отрасль, если предвидят возможность получения прибыли, а действовавшие ранее предприятия могут выйти из нее, если начинают терпеть убытки.
Мы начнем с объяснения, почему обоснованно предположение, что фирмы максимизируют прибыль, и сформулируем правило выбора объема выпуска, максимизирующего прибыль, для любых рынков — конкурентных и неконкурентных. Затем покажем, как конкурентная фирма (т. е. действующая в условиях совершенной конкуренции) определяет свой объем производства на краткосрочный и долгосрочный периоды, и увидим, как меняется этот объем с изменением издержек или цен факторов производства.
Таким образом, мы покажем, как строится кривая предложения отдельной конкурентной фирмы. Потом мы объединим кривые предложения отдельных фирм, чтобы получить кривую совокупного предложения отрасли. В краткосрочном периоде фирмы в отрасли выбирают, в каком объеме осуществлять производство, чтобы максимизировать прибыль. В долгосрочном периоде они не только определяют объем производства, но также решают, стоит ли вообще оставаться на рынке. Мы увидим, как ожидание высокой прибыли стимулирует фирмы к входу в отрасль, а убытки подталкивают к выходу из нее.