Тема 5. Модель поведения предприятия в условиях совершенной конкуренции

Максимизация прибыли. Общие принципы выбора фирмой объема производства. Предельный анализ максимизации прибыли. Графический анализ изменения прибыли с увеличением выпуска за короткий период времени. Цена, предельные издержки, средние издержки и выпуск, максимизирующий прибыль.

Работа на уровне самоокупаемости. Условие минимизации потерь. Условие прекращения фирмой производства в краткосрочном периоде.

Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы. Факторы, определяющие краткосрочное рыночное предложение. Ценовая эластичность предложения. Использование кривых предложения для подсчета выигрыша производителя.

Конкурентное равновесие в долгосрочном плане. Характеристики долгосрочного конкурентного равновесия. Парадокс прибыли. Приспособление отрасли к увеличению и уменьшению спроса. Отрасли с возрастающими и убывающими издержками.

Кривые издержек, рассмотренные в предыдущей теме, описывают минимальные издержки, при которых фирма может выпускать различные объемы продукции. Зная их, мы можем теперь обратиться к решению основной проблемы, стоящей перед любой фирмой: какой объем продукции следует выпускать? В данной главе мы увидим, как в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает оптимальный объем производства, который позволяет ей получить максимальную прибыль. Мы также увидим, как на основании выбора объема производства отдельными фирмами создается кривая предложения целой отрасли.

Наши рассуждения о производстве и издержках в предыдущих темах относятся к фирмам, функционирующим на любом рынке. В данной теме мы рассмотрим только фирмы, действующие на рынках совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции все фирмы выпускают одинаковую продукцию и каждая фирма столь мала по отношению ко всей отрасли, что ее решения в области производства не влияют на рыночную цену. Новые фирмы могут легко войти в отрасль, если предвидят возможность получения прибыли, а действовавшие ранее предприятия могут выйти из нее, если начинают терпеть убытки.

Мы начнем с объяснения, почему обоснованно предположение, что фирмы максимизируют прибыль, и сформулируем правило выбора объема выпуска, максимизирующего прибыль, для любых рынков — конкурентных и неконкурентных. Затем покажем, как конкурентная фирма (т. е. действующая в условиях совершенной конкуренции) определяет свой объем производства на краткосрочный и долгосрочный периоды, и увидим, как меняется этот объем с изменением издержек или цен факторов производства.

Таким образом, мы покажем, как строится кривая предложения отдельной конкурентной фирмы. Потом мы объединим кривые предложения отдельных фирм, чтобы получить кривую сово­купного предложения отрасли. В краткосрочном периоде фирмы в отрасли выбирают, в каком объеме осуществлять производство, чтобы максимизировать прибыль. В долгосрочном периоде они не только определяют объем производства, но также решают, стоит ли вообще оставаться на рынке. Мы увидим, как ожидание высокой прибыли стимулирует фирмы к входу в отрасль, а убытки подталкивают к выходу из нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: