Тема 2. Теория спроса. Теория потребительского выбора
Предпочтения и цены. Основные предположения о потребительских предпочтениях.
Функция полезности и кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Свойства карт кривых безразличия. Предельная норма замещения. Количественный подход: предельная полезность и наклон кривых безразличия.
Бюджеты и цены. Бюджетные ограничения. Экономический смысл пересечения бюджетной линии с осями координат и наклона бюджетной линии. Изменения в доходе и ценах.
Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения. Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности). Угловое равновесие.
Экономические “антиблага”. Выигрыш потребителя.
В данной теме рассматриваются вопросы о том, как потребители распределяют свои доходы и как это распределение влияет на спрос на разные товары и услуги. Это, в свою очередь, поможет нам понять, как изменения доходов и цен влияют на спрос и почему спрос на одни товары более чувствителен к изменениям цен и доходов, чем на другие.
Поведение потребителя лучше рассматривать в три этапа. Первый заключается в изучении потребительских предпочтений. При этом особенно важны критерии, согласно которым потребители могут предпочесть один товар другому. На втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями — они располагают только ограниченными доходами, направленными на приобретение предметов потребления. На третьем этапе нам предстоит сопоставить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить выбор потребителя. Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.
Зная, как изменения цен и дохода воздействуют на бюджетную линию, мы можем определить, как они влияют на выбор потребителя. Мы можем также построить кривую индивидуального спроса на товар, т. е. спроса со стороны отдельного потребителя. Затем мы увидим, как кривые индивидуального спроса могут быть агрегированы в единую, чтобы построить кривую рыночного спроса на этот товар.
Производство. Технология. Производственная функция. Изокванты. Краткосрочность и долговременность.
Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Кривые совокупного, среднего и предельного продукта. Связь между средним и предельным продуктом.
Закон убывания предельной производительности.
Стадии производства.
Взаимозаменяемость факторов производства. Предельная норма технологического замещения. Воздействие изменения предельных продуктов факторов производства на предельную норму их технологического замещения. Замещение труда капиталом в предпринимательстве. Взаимозаменяемость факторов производства и кривизна изоквант. Влияние улучшенной технологии.
Изменение масштаба производства. Увеличивающийся, постоянный и уменьшающийся эффекты роста масштаба производства.
Производственная функция Кобба-Дугласа.
В данной теме рассматриваются способы эффективной организации производства и изменение издержек производства при изменении стоимости факторов производства и объемов выпуска. Мы также увидим, что имеется существенная аналогия между оптимальными решениями, принимаемыми фирмами и потребителями, — знание поведения потребителя поможет нам понять поведение производителя.
Теория производства и издержек является центральной в экономической теории управления фирмой.
Если компания хочет увеличить производство, достаточно ли ей нанять больше рабочих или необходимо также построить новые заводы? Что выгоднее: когда один автомобильный завод выпускает различные модели или когда каждая модель производится на отдельном заводе? Каковы ожидания производителя относительно уровня своих издержек производства в течение следующего года? Как, скорее всего, будут меняться эти издержки со временем? Какое влияние окажет на них объем производства? Эти вопросы стоят не только перед производственными предпринимателями, но и перед другими производителями товаров и услуг — такими, как государственные и некоммерческие учреждения.