Тема 3. Теория производства

Тема 2. Теория спроса. Теория потребительского выбора

Предпочтения и цены. Основные предположения о потребительских предпочтениях.

Функция полезности и кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Свойства карт кривых безразличия. Предельная норма замещения. Количественный подход: предельная полезность и наклон кривых безразличия.

Бюджеты и цены. Бюджетные ограничения. Экономический смысл пересечения бюджетной линии с осями координат и наклона бюджетной линии. Изменения в доходе и ценах.

Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения. Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности). Угловое равновесие.

Экономические “антиблага”. Выигрыш потребителя.

В данной теме рассматриваются вопросы о том, как потребители распределяют свои доходы и как это распределение влияет на спрос на разные товары и услуги. Это, в свою очередь, поможет нам понять, как изменения дохо­дов и цен влияют на спрос и почему спрос на одни товары более чувствителен к изменениям цен и доходов, чем на другие.

Поведение потребителя лучше рассматривать в три этапа. Первый заключается в изучении потребительских предпочтений. При этом особенно важны критерии, согласно которым потребители могут предпочесть один товар дру­гому. На втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталки­ваются с бюджетными ограничениями — они располагают только ограничен­ными доходами, направленными на приобретение предметов потребления. На третьем этапе нам предстоит сопоставить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить выбор потребителя. Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Зная, как изменения цен и дохода воздействуют на бюджетную линию, мы можем определить, как они влияют на выбор потребителя. Мы можем также по­строить кривую индивидуального спроса на товар, т. е. спроса со стороны отдельного потребителя. Затем мы увидим, как кривые индивидуального спроса могут быть агрегированы в единую, чтобы построить кривую рыночного спроса на этот товар.

Производство. Технология. Производственная функция. Изокванты. Краткосрочность и долговременность.

Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Кривые совокупного, среднего и предельного продукта. Связь между средним и предельным продуктом.

Закон убывания предельной производительности.

Стадии производства.

Взаимозаменяемость факторов производства. Предельная норма технологического замещения. Воздействие изменения предельных продуктов факторов производства на предельную норму их технологического замещения. Замещение труда капиталом в предпринимательстве. Взаимозаменяемость факторов производства и кривизна изоквант. Влияние улучшенной технологии.

Изменение масштаба производства. Увеличивающийся, постоянный и уменьшающийся эффекты роста масштаба производства.

Производственная функция Кобба-Дугласа.

В данной теме рассматриваются способы эффективной организации производства и изменение издержек производства при изменении стоимо­сти факторов производства и объемов выпуска. Мы также увидим, что имеется существенная аналогия между оптимальными решениями, принимаемыми фир­мами и потребителями, — знание поведения потребителя поможет нам понять поведение производителя.

Теория производства и издержек является центральной в экономической теории управления фирмой.

Если компания хочет увеличить производство, достаточно ли ей нанять больше рабочих или необходимо также построить новые заводы? Что выгоднее: когда один автомобильный завод выпускает различные модели или когда каждая модель производится на отдельном заводе? Каковы ожидания производителя относительно уровня своих издержек производства в течение следующего года? Как, скорее всего, будут меняться эти издержки со временем? Какое влияние окажет на них объем производства? Эти вопросы стоят не только перед производственными предпринимателями, но и перед другими производителями товаров и услуг — такими, как государственные и некоммерческие учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: