Спрос на продукт монополиста. Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене. Максимизация прибыли монопольными фирмами. Монопольное равновесие.
Долгосрочное монопольное равновесие. Монопольное предложение. Монопольное равновесие и конкурентное равновесие. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли. Социальная цена монополии.
Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках.
На совершенно конкурентном рынке действует достаточно много продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными законами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной темы — монополия. Это форма организации рынка, прямо противоположная совершенной конкуренции. Монополия — это рынок только одного продавца и множества покупателей.
|
|
Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса показывает цену, получаемую монополистом за предлагаемое на продажу количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от контроля над ценами и как различаются цена и количество производимого товара, максимизирующие прибыль,на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. Как правило, количество производимого монополистом товара будет меньше, чем предложение, в условиях свободной конкуренции, а монопольная цена выше, чем конкурентная цена. Это обусловливает дополнительные издержки для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупает, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда экономия от масштаба делает монополию желательной, как, например, в случае с местными электроэнергетическими компаниями, государство, как мы покажем, может увеличить эффективность путем регулирования монопольных цен.
Монополия в чистом виде — явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным, и нередко оно связано с различными аспектами стратегического поведения. Тем не менее фирмы на таких рынках способны влиять на цену и им может быть выгодно назначать цену, превышающую предельные издержки. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, создающие монопольную власть, показатели степени монопольной власти и обсудим воздействие монопольной власти на ценообразование.