Тема 6. Модель поведения предприятия в условиях несовершенной конкуренции: чистая монополия

Спрос на продукт монополиста. Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене. Максимизация прибыли монопольными фирмами. Монопольное равновесие.

Долгосрочное монопольное равновесие. Монопольное предложение. Монопольное равновесие и конкурентное равновесие. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли. Социальная цена монополии.

Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках.

На совершенно конкурентном рынке действует достаточно много продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными законами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Предмет данной темы — монополия. Это форма организации рынка, прямо противоположная совершенной конкуренции. Моно­полия это рынок только одного продавца и множества покупателей.

Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса показывает цену, получаемую монополистом за предлагаемое на продажу количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от контроля над ценами и как различаются цена и количество производимого товара, максимизирующие прибыль,на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. Как правило, количество производимого монополистом товара будет меньше, чем предложе­ние, в условиях свободной конкуренции, а монопольная цена выше, чем конкурентная цена. Это обусловливает дополнительные издержки для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупает, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда экономия от масштаба делает монополию желательной, как, например, в случае с местными электроэнергетическими ком­паниями, государство, как мы покажем, может увеличить эффективность путем регулирования монопольных цен.

Монополия в чистом виде — явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным, и нередко оно связано с различными аспектами стратегического поведения. Тем не менее фирмы на таких рынках способны влиять на цену и им может быть выгодно назначать цену, превышающую предельные издержки. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, создающие монопольную власть, показатели степени монопольной власти и обсудим воздействие монопольной власти на ценообразо­вание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: