Предложение. Закон предложения

Предложение какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Рис. Кривая предложения Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

изменение цен на факторы производства;

технический прогресс;

сезонные изменения;

налоги и субсидии;

ожидания производителей;

изменение цен на сопутствующие товары.

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).

В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие). Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.

Рыночное равновесие является неустойчивым состоянием. Из-за изменений в факторах из числа «прочих равных» оно нарушается. Возникает несоответствие объемов спроса и предложения, представленное на рынке состоянием «затоваривания» или «дефицита» товара. Однако, возникающие при этом конкурентные силы – на стороне предложения или спроса, будут изменять объемы и цены по направлению к равновесному их уровню. Так, например, конкурентное понижение продавцами цены при «затоваривании» рынка побуждает покупателей к увеличению объема спроса, а конкурентное повышение покупателями цены при «дефиците» товара стимулирует производителей к расширению его производства и увеличению объема предложения. В рассмотренном воздействии конкурентных сил на производителей или покупателей представлена работа рыночного механизма. Эта работа прекращается при наступлении равновесного состояния – механизм рынка «автоматически выключается».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: