Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмой, руб

Количество продукта, ед. Q Цена, предельный доход, P=MR Совокупный доход, TR Совокупные издержки, TC Средние общие (совокупные) издержки, ATC Предельные издержки MC Совокупная экономическая прибыль (+); убыток (-), (3)-(4)
             
          - -100
            -59
            -8
        113,33    
             
         
        91,67    
        91,43    
        93,75    
        97,78    
             

Долгосрочное равновесие требует, чтобы все изменения в отрасли были завершены. Когда экономическая прибыль равна 0, у фирм нет никакого побуждения для проникновения в отрасль или выхода из нее.

 
 


Монополией называется такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существу­ет близких заменителей. Монополист может влиять на цену про­даваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Чем неэластичнее спрос (и, соответственно, чем "круче" кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями ры­ночного спроса.

Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, при котором предельные издержки были равны предельной вы­ручке. Если монополизи­рованная отрасль имеет ту же функцию издержек, что и анало­гичная отрасль с совершенной конкуренцией, то монополист бу­дет иметь меньший объем производства при более высокой цене продукции. На рис. 6.3. приведены кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии. Предельный доход, т.е. цена последней продаваемой единицы продукта будет всегда ниже, чем линия среднего дохода (кривая спроса).

Докажем соотношение MR<P.

MR = dTR / dQ = d(P*Q) / dQ= P+Q dP/dQ, где dP/dQ < 0 – нисходящая кривая.

Коэффициент эластичности равен E = dQ/ dP * P/Q. Тогда MR = P(1 + 1/E). Отсюда следует MR>0 при |E| > 1, MR<0 при |E| < 1.

Воздействуя на цену и полностью регулируя объем производства, монополист тем самым оказывает решающее влияние на рыночную ситуацию. Равновесие монополии на рынке (максимум прибыли) будет достигнуто при MR = MC. Это условие, как и для совершенной конкуренции, означает, что последняя единица продукции еще не убыточна. В точке максимума прибыли (Pr – «profit») фирмы-монополиста предельная выручка равна предельным издержкам: MR=MC.

Pr = (TR - TC) = max или dPr/dQ = dTR / dQ - dTС / dQ = 0.

dTR / dQ = MR, dTС / dQ = MC. Отсюда Pr = max при MR = MC.

В точке равновесия Е1 цена монополиста РЕ1 > РЕ2 – цены равновесия рынка совершенной конкуренции. Монополист получает сверхприбыль, а потребитель проиграет из-за уменьшения объема производства: QЕ2 < QЕ1.

Монополия производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. Это достигается как в кратко-, так и долгосрочном периоде, поскольку существуют определенные барьеры для входа на рынок других фирм.

Несколько фирм, делящих рынок, образуют рыночную структуру типа олигополии. Олигополия — наиболее распростра­ненный тип отраслевой структуры в современной промышленно­сти. Сама угроза потенциального вторжения новых производите­лей превращает даже 100 %-ную монополию в олигополию. Воз­никает принципиально новая дилемма: договориться о сотрудни­честве и образовать монополистическое объединение или вести кон­курентную борьбу. Суть проблемы олигополии сводится к взаимо­зависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе конкуренции может давать результат, сравнимый с ситуацией "чистой" монополии, результат, близкий равновесию в условиях совершенной конкуренции и, естественно, все проме­жуточные варианты.

Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монопо­листической конкуренции.

Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Диффе­ренциация может быть связана с самой продукцией (например, раз­личные сорта пива) или с местоположением магазина.

Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока су­ществует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. По­явление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса на продукт всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.

Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для анализа монопсонии можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства. Монополист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же ис­пользует свою рыночную силу, чтобы покупать меньшее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса.

 
 
 
 
 


Рис. 6.4. Возможные выигрыши и потери производителей, потребителей и общества в целом от монополистической эксплуатации рынка

Пусть функция спроса D линейна, а функция предельных издержек МС горизонтальна (МС=АС=Со). Тогда монополия при­водит к снижению объема производства (Qm) по сравнению с конкурентным уровнем Qc на Qm; цена Рт оказывается выше це­ны совершенной конкуренции Рс на DP. При совершенной кон­куренции экономическая прибыль фирм равна нулю, а потреби­тельский излишек равен: Qc(Po - Pc) / 2, (площадь АРoРс). В случае монополии потребитель­ский излишек сокращается до Qm(Po - Pm) / 2, (площадь ВРоРm), но появляется прибыль монополии в размере Q т(Рт-Рс) (площадь (BCPcPm).

Если монополии удается осуществить полную ценовую дискриминацию, при которой потребители платят максимальную (равную полезности) цену за каждую единицу продукции, то весь потребительский излишек перераспределяется в пользу монополии.

Разница между потерями потребителей и выигрышем монополии равна: W = Δ Р • Δ Q / 2 (площадь ABC ). Эта разница называется потерями "мертвого груза".

Потери "мертвого груза" — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может "компенсировать" неэффективную структуру производства. Потери и прибыли вследствие выбора неоптимального размера методов производства и комбинаций факторов называется X-неэффек­тивностью. Она может приобретать различные формы: излишние расходы на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат и т.д. Важно, что все эти потери возникают не из-за плохого управления или нерасторопности монополиста (олигополиста), а обусловлены характером конкуренции на несовершенных рынках.

Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.

Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство и другие отрасли инфраструктуры. Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен.

Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых — предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики — ограничение монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.

Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют ряд индексов.

Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Другой индекс -- индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:

HHI = ,

где Si — доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Макси­мальное значение индекса в условиях 100 %-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: