Количество продукта, ед. Q | Цена, предельный доход, P=MR | Совокупный доход, TR | Совокупные издержки, TC | Средние общие (совокупные) издержки, ATC | Предельные издержки MC | Совокупная экономическая прибыль (+); убыток (-), (3)-(4) |
- | -100 | |||||
-59 | ||||||
-8 | ||||||
113,33 | ||||||
91,67 | ||||||
91,43 | ||||||
93,75 | ||||||
97,78 | ||||||
Долгосрочное равновесие требует, чтобы все изменения в отрасли были завершены. Когда экономическая прибыль равна 0, у фирм нет никакого побуждения для проникновения в отрасль или выхода из нее.
Монополией называется такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существует близких заменителей. Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Чем неэластичнее спрос (и, соответственно, чем "круче" кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.
Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, при котором предельные издержки были равны предельной выручке. Если монополизированная отрасль имеет ту же функцию издержек, что и аналогичная отрасль с совершенной конкуренцией, то монополист будет иметь меньший объем производства при более высокой цене продукции. На рис. 6.3. приведены кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии. Предельный доход, т.е. цена последней продаваемой единицы продукта будет всегда ниже, чем линия среднего дохода (кривая спроса).
Докажем соотношение MR<P.
MR = dTR / dQ = d(P*Q) / dQ= P+Q dP/dQ, где dP/dQ < 0 – нисходящая кривая.
Коэффициент эластичности равен E = dQ/ dP * P/Q. Тогда MR = P(1 + 1/E). Отсюда следует MR>0 при |E| > 1, MR<0 при |E| < 1.
Воздействуя на цену и полностью регулируя объем производства, монополист тем самым оказывает решающее влияние на рыночную ситуацию. Равновесие монополии на рынке (максимум прибыли) будет достигнуто при MR = MC. Это условие, как и для совершенной конкуренции, означает, что последняя единица продукции еще не убыточна. В точке максимума прибыли (Pr – «profit») фирмы-монополиста предельная выручка равна предельным издержкам: MR=MC.
Pr = (TR - TC) = max или dPr/dQ = dTR / dQ - dTС / dQ = 0.
dTR / dQ = MR, dTС / dQ = MC. Отсюда Pr = max при MR = MC.
В точке равновесия Е1 цена монополиста РЕ1 > РЕ2 – цены равновесия рынка совершенной конкуренции. Монополист получает сверхприбыль, а потребитель проиграет из-за уменьшения объема производства: QЕ2 < QЕ1.
Монополия производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. Это достигается как в кратко-, так и долгосрочном периоде, поскольку существуют определенные барьеры для входа на рынок других фирм.
Несколько фирм, делящих рынок, образуют рыночную структуру типа олигополии. Олигополия — наиболее распространенный тип отраслевой структуры в современной промышленности. Сама угроза потенциального вторжения новых производителей превращает даже 100 %-ную монополию в олигополию. Возникает принципиально новая дилемма: договориться о сотрудничестве и образовать монополистическое объединение или вести конкурентную борьбу. Суть проблемы олигополии сводится к взаимозависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе конкуренции может давать результат, сравнимый с ситуацией "чистой" монополии, результат, близкий равновесию в условиях совершенной конкуренции и, естественно, все промежуточные варианты.
Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса на продукт всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.
Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для анализа монопсонии можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства. Монополист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же использует свою рыночную силу, чтобы покупать меньшее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса.
Рис. 6.4. Возможные выигрыши и потери производителей, потребителей и общества в целом от монополистической эксплуатации рынка
Пусть функция спроса D линейна, а функция предельных издержек МС горизонтальна (МС=АС=Со). Тогда монополия приводит к снижению объема производства (Qm) по сравнению с конкурентным уровнем Qc на Qm; цена Рт оказывается выше цены совершенной конкуренции Рс на DP. При совершенной конкуренции экономическая прибыль фирм равна нулю, а потребительский излишек равен: Qc(Po - Pc) / 2, (площадь АРoРс). В случае монополии потребительский излишек сокращается до Qm(Po - Pm) / 2, (площадь ВРоРm), но появляется прибыль монополии в размере Q т(Рт-Рс) (площадь (BCPcPm).
Если монополии удается осуществить полную ценовую дискриминацию, при которой потребители платят максимальную (равную полезности) цену за каждую единицу продукции, то весь потребительский излишек перераспределяется в пользу монополии.
Разница между потерями потребителей и выигрышем монополии равна: W = Δ Р • Δ Q / 2 (площадь ABC ). Эта разница называется потерями "мертвого груза".
Потери "мертвого груза" — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может "компенсировать" неэффективную структуру производства. Потери и прибыли вследствие выбора неоптимального размера методов производства и комбинаций факторов называется X-неэффективностью. Она может приобретать различные формы: излишние расходы на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат и т.д. Важно, что все эти потери возникают не из-за плохого управления или нерасторопности монополиста (олигополиста), а обусловлены характером конкуренции на несовершенных рынках.
Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.
Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство и другие отрасли инфраструктуры. Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен.
Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых — предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики — ограничение монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.
Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют ряд индексов.
Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Другой индекс -- индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:
HHI = ,
где Si — доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях 100 %-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.