| Количество продукта, ед. Q | Цена, предельный доход, P=MR | Совокупный доход, TR | Совокупные издержки, TC | Средние общие (совокупные) издержки, ATC | Предельные издержки MC | Совокупная экономическая прибыль (+); убыток (-), (3)-(4) |
| - | -100 | |||||
| -59 | ||||||
| -8 | ||||||
| 113,33 | ||||||
| ||||||
| 91,67 | ||||||
| 91,43 | ||||||
| 93,75 | ||||||
| 97,78 | ||||||
Долгосрочное равновесие требует, чтобы все изменения в отрасли были завершены. Когда экономическая прибыль равна 0, у фирм нет никакого побуждения для проникновения в отрасль или выхода из нее.
![]() |

Монополией называется такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существует близких заменителей. Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Чем неэластичнее спрос (и, соответственно, чем "круче" кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.
Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, при котором предельные издержки были равны предельной выручке. Если монополизированная отрасль имеет ту же функцию издержек, что и аналогичная отрасль с совершенной конкуренцией, то монополист будет иметь меньший объем производства при более высокой цене продукции. На рис. 6.3. приведены кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии. Предельный доход, т.е. цена последней продаваемой единицы продукта будет всегда ниже, чем линия среднего дохода (кривая спроса).
Докажем соотношение MR<P.
MR = dTR / dQ = d(P*Q) / dQ= P+Q dP/dQ, где dP/dQ < 0 – нисходящая кривая.
Коэффициент эластичности равен E = dQ/ dP * P/Q. Тогда MR = P(1 + 1/E). Отсюда следует MR>0 при |E| > 1, MR<0 при |E| < 1.
Воздействуя на цену и полностью регулируя объем производства, монополист тем самым оказывает решающее влияние на рыночную ситуацию. Равновесие монополии на рынке (максимум прибыли) будет достигнуто при MR = MC. Это условие, как и для совершенной конкуренции, означает, что последняя единица продукции еще не убыточна. В точке максимума прибыли (Pr – «profit») фирмы-монополиста предельная выручка равна предельным издержкам: MR=MC.
Pr = (TR - TC) = max или dPr/dQ = dTR / dQ - dTС / dQ = 0.
dTR / dQ = MR, dTС / dQ = MC. Отсюда Pr = max при MR = MC.
В точке равновесия Е1 цена монополиста РЕ1 > РЕ2 – цены равновесия рынка совершенной конкуренции. Монополист получает сверхприбыль, а потребитель проиграет из-за уменьшения объема производства: QЕ2 < QЕ1.
Монополия производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. Это достигается как в кратко-, так и долгосрочном периоде, поскольку существуют определенные барьеры для входа на рынок других фирм.
Несколько фирм, делящих рынок, образуют рыночную структуру типа олигополии. Олигополия — наиболее распространенный тип отраслевой структуры в современной промышленности. Сама угроза потенциального вторжения новых производителей превращает даже 100 %-ную монополию в олигополию. Возникает принципиально новая дилемма: договориться о сотрудничестве и образовать монополистическое объединение или вести конкурентную борьбу. Суть проблемы олигополии сводится к взаимозависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе конкуренции может давать результат, сравнимый с ситуацией "чистой" монополии, результат, близкий равновесию в условиях совершенной конкуренции и, естественно, все промежуточные варианты.
Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса на продукт всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.
Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для анализа монопсонии можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства. Монополист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же использует свою рыночную силу, чтобы покупать меньшее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса.
![]() |
Рис. 6.4. Возможные выигрыши и потери производителей, потребителей и общества в целом от монополистической эксплуатации рынка
Пусть функция спроса D линейна, а функция предельных издержек МС горизонтальна (МС=АС=Со). Тогда монополия приводит к снижению объема производства (Qm) по сравнению с конкурентным уровнем Qc на Qm; цена Рт оказывается выше цены совершенной конкуренции Рс на DP. При совершенной конкуренции экономическая прибыль фирм равна нулю, а потребительский излишек равен: Qc(Po - Pc) / 2, (площадь АРoРс). В случае монополии потребительский излишек сокращается до Qm(Po - Pm) / 2, (площадь ВРоРm), но появляется прибыль монополии в размере Q т(Рт-Рс) (площадь (BCPcPm).
Если монополии удается осуществить полную ценовую дискриминацию, при которой потребители платят максимальную (равную полезности) цену за каждую единицу продукции, то весь потребительский излишек перераспределяется в пользу монополии.
Разница между потерями потребителей и выигрышем монополии равна: W = Δ Р • Δ Q / 2 (площадь ABC ). Эта разница называется потерями "мертвого груза".
Потери "мертвого груза" — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может "компенсировать" неэффективную структуру производства. Потери и прибыли вследствие выбора неоптимального размера методов производства и комбинаций факторов называется X-неэффективностью. Она может приобретать различные формы: излишние расходы на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат и т.д. Важно, что все эти потери возникают не из-за плохого управления или нерасторопности монополиста (олигополиста), а обусловлены характером конкуренции на несовершенных рынках.
Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.
Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство и другие отрасли инфраструктуры. Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен.
Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых — предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики — ограничение монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.
Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют ряд индексов.
Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Другой индекс -- индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:
HHI =
,
где Si — доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях 100 %-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.








